Елена Тихонова
Рисование подснежников в нетрадиционной технике солевого батика
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Тихонова Елена Николаевна
2. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическая
3. Вид деятельности детей Коммуникативная
Музыкальная
Изобразительная
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Игровая
Продуктивная
4. Форма организации Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Публикация «Рисование подснежников в нетрадиционной технике солевого батика» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Нетрадиционные техники рисования
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежник. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности Рисование подснежников в нетрадиционной технике (солевой батик).
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
- просьба помочь решить проблему.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
- решение проблемных ситуаций;
- диалоговая беседа;
- рассматривание слайдов презентации «Подснежники».
3. Приемы организации практической деятельности детей:
- рисование;
- игровой (прогулка в зимний лес, физминутка и самомассаж);
- индивидуальная роспись в технике «Солевой батик».
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- создание проблемной ситуации;
- проведение игр: интерактивной, подвижной, дидактической, пальчиковой;
- чередование видов деятельности;
- индивидуальная роспись в технике «Солевой батик».
5. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- самоанализ;
- обсуждение полученных результатов.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.
Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Подснежники» с комментариями.
Художественно-эстетическая: рассказывание стихотворения о цветке; рисование подснежников; самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
4. Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
5. Цель: Развивать навыки изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования.
6. Задачи: Образовательные:
- продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику «солевой батик»;
- закрепить умение работать в технике «солевой батик».
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать самостоятельность и любознательность, приходить на помощь близким.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе;
- развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчества, познавательных способностей детей;
- совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
7. Планируемые результаты: - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;
- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- ребенок соблюдает правила поведения в процессе практической деятельности;
- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Центр познавательной активности: ноутбук, проектор, презентация «Подснежники», видеозапись с Бабой Ягой, декорации для зимнего леса, костюмы: белка, волк, лиса; еловые шишки, блоки Дьенеша; аудиозапись для подвижной игры, корзинка, снеговик, коробка для посылки, сувениры для гостей.
Центр творчества: непроливайки, кисточки, краски, рамки с холстами для рисования, клеенки, салфетки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах рассматривание иллюстраций с изображением подснежников, чтение стихотворений про них, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рисование в технике «солевой батик».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 25 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 4мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети заходят с воспитателем в группу, встают полукруг и дарят хорошее настроение друг другу и гостям словами:
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Любим мы играть, плясать,
И конечно рисовать.
Звук скайпа: на связь выходит Баба Яга.
Баба Яга: Ну, что, касатики, не ожидали меня увидеть? Совсем про меня забыли. А про то, что я все же женщина подавно никто не вспомнил. Поэтому:
Вашу няню я украла,
Я ее околдовала,
Будет дома у меня
Накрывать столы она,
Бельё стирать и мыть полы,
Вытрясать мои ковры.
А как дом весь уберет,
Мой слуга ее запрет,
Коль вернуть ее хотите,
То ребята поспешите
А когда цветы найдете
Свою няню заберете.
В: Где же мы зимой найдем подснежники?
Б. Я. : А этого я вам сказать не могу, сами выкручивайтесь. Ха- ха – ха.
1. 2 Мотивация деятельности детей В: Ребята, в какой сказке девочка собирала подснежники?
Д: В сказке «Двенадцать месяцев».
В: Как же нам помочь Кристине Александоровне вернуться к нам?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Д: Надо пойти в лес за подснежниками.
В: Хорошо, но чтобы отправиться в лес, нам нужно одеться. С помощью несложной игры выберем одежду.
II. Основная часть: Выявление проблемы.
Систематизация информации о солевом батике.
Продуктивная деятельность. 18мин.
Проводится интерактивная игра «Выбери нужную одежду».
В: Все, мы готовы, можем отправляться в путь. Может и нам повезет, и мы встретим кого-нибудь, кто нам поможет.
Мы все весело шагаем, (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)
Потопают ноги
По прямой дороге. (Шагают на всей стопе).
И поскачут ноги,
Прямо по дороге, (Делают подскоки).
Скакали, скакали,
И встали. Стоп! (Останавливаются).
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги. (Идут на носках).
Друг за дружкой побежали,
И нисколько не устали. (Бегут на носках).
И опять шагаем,
Ноги поднимаем. (Идут маршевым шагом)
(Дети идут под музыку,видят, за деревом стоит белка у неё замерзли лапки)
В: Что у тебя случилось?
Белка: У меня замерзли лапки.
В: Давайте покажем белке нашу игру, которая поможет согреть лапки. Нам помогут в этом шишки, которых так много под деревом.
Проводится игра «Согрей лапки».
Шишкой я круги катаю,
Взад-вперед ее гоняю.
Я сожму ее немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем шишку я прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Шишка летает между рук.
Белка: Спасибо вам друзья. Чем мне вас отблагодарить?
Д: Белочка, ты скачешь высоко по дервьям, не видела ли ты в лесу подснежники?
Белка: Нет, такого пока не видела. Но в знак благодарности дарю вам кисточки и краски.
Д: Спасибо тебе белочка. До свидания.
(Дети идут под музыку дальше, встречают волка сидящего возле проруби)
В: Здравствуй Волк, что ты тут делаешь?
Волк: Хочу поймать рыбку, но ничего не получается.
В: Ребята, давайте поможем волку. Соберем из цветных льдинок рыбок.
Проводится конструирование из блоков Дьенеша.
Волк: Ну, спасибо, вам, уважили. А, что вы в лесу делаете?
Д: Мы ищем подснежники.
Волк: Для подснежников еще не время, весной приходите. А вот вам на память от меня непроливайки.
Д: Спасибо тебе волк.
(Дети идут под музыку дальше, встречают лису, которая сидит на пенечке и скучает)
Д: Здравствуй, лисонька. Что ты такая не веселая?
Лиса: Скучно мне. Не с кем повеселиться: зайцы боятся меня, убегают, волк на меня обиделся, белки только по деревья скачут. А, может быть, вы со мной поиграете?
Проводится подвижная игра «Лепим снеговика».
Воспитатель: Вот тебе, лисонька, и друг. (дарим лисе снеговика)
Лиса: Спасибо, ребята. А для чего вы в лес пришли?
Д: За подснежниками.
Лиса: Зайцев видела, белок видела, а подснежников не видела. Но за веселую игру и друга я хочу вам подарить волшебные холстики.
Д: Спасибо тебе, лиса. Счастливо оставаться.
В: Ребята, мы уже далеко зашли в лес, а подснежников так и не видно, дальше идти опасно. Зимой в лесу темнеет очень рано, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети идут под музыку в другом направлении, возвращаясь в детский сад)
В: Ну, вот и вернулись в наш детский сад. Здесь тепло и уютно, давайте снимим с себя верхнюю одежду. (Дети имитируют раздевание)
В: Что же у нас оказалось в корзине после прогулки по лесу?
Д: Кисточки, краски, непроливайки, холстики.
В: Как нам это может помочь выручить нашу няню?
Д: Можно самим нарисовать подснежники.
В: Молодцы, хорошее предложение, ведь рвать подснежники нельзя, так как они занесены в Красную книгу.
Д: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны и
не будет красоты!
В: Постараемся нарисовать их так, чтобы нельзя было отличить от настоящих. У нас есть все необходимое для творчества. Предлагаю пройти на свои рабочие места. Прежде чем мы приступим к рисованию, давайте мы посмотрим на подснежники.
В: Какого цвета бывают подснежники?
Д: Голубой, белый, нежно- розовый.
В: Из чего состоит подснежник? Д: Бутон, стебель, лист.
В: Давайте рассмотрим форму отдельных частей подснежника.
Какой формы лепестки?
Д: Овальной.
В: Ещ такую форму называют ложковидная, т е. как ложка. У подснежника три наружных лепестка. Лепестки прикрепляются к стеблю чашечкой-прицветником. Она имеет форму, напоминающую зелный колпачок. Чашка всегда плотно прилегает к цветку.
Давайте вспомним последовательность рисования подснежника. Что мы рисуем сначала?
Д: Сначала мы рисуем стебель.
В: Рисуя тонкий стебель подснежника обратите внимание, что он всегда немного склонн к низу, под тяжестью цветка. Листья удлиннной формы нежно-зелного цвета. Итак, мы с вами разобрали строение, цвет и форму цветка.
А сейчас давайте вспомним, как мы разместим изображение цветка на холсте.
Как нужно расположить холст, вертикально или горизонтально? Цветок больше места занимает в высоту или ширину?
Д: Холст надо расположить вертикально, потому что цветок больше места занимает в высоту.
В: Ребята, мы будем рисовать не на бумаге, а на холсте в технике «Солевой батик». Батик-это роспись по ткани. А ткань у нас необычная- она пропитана соленой водой. Давайте вспомним свойства соли: она поглощает влагу. Вместе с водой соль притягивает и краску; в результате краска становится светлее, цвета смешиваются и рисунок получается нежным.
А сейчас я вам покажу один из вариантов изображения подснежника.
А сейчас давайте вместе со мной повторим этапы работы. А будем мы рисовать в воздухе.
В: Давайте, приготовим наши пальчики:
Упражнение «Цветы».
Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)
Закрывают лепестки
Головой качают, (Плавно опускают их на стол)
Тихо засыпают.
Самостоятельная работа детей. Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение (Чайковский «Подснежник»).
А сейчас внимательно посмотрите, каждый ли цветок ожил?
В: Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Пусть они цветут, растут,
Радость всем несут!
Мы с вами ничего не перепутали,правильно изобразили цветы. Мы с вами молодцы.
III. Заключительная часть Заключительный этап решения проблемы.
Выдвижение новых проблем. 3 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Дети выставляют свои работы в ряд. В это время вновь раздаётся звонок скайпа.
Б. Я. : Ваше время истекло, где мои подснежники?
Д: К сожалению, нам не удалось их найти среди зимы. И вообще, рвать цветы не нужно, надо беречь природу. Но зато мы Вам, Баба Яга, нарисовали волшебные цветы, которые будут тебя радовать круглый год.
Баба-Яга: Что ж, ребята, вы молодцы. Смогли меня порадовать. Отпущу я вашу няню, так и быть.
В: наши подснежники мы отправим Б. Я. посылкой после того, как они просохнут. (показ посылочной коробки)
В группу заходит младший воспитатель.
Мл. воспитатель: спасибо вам ребята, что вы не бросили меня в беде. Много вам пришлось пройти. Расскажите мне об этом. Что вы нового узнали? Какое доброе дело сделали? Кому вы об этом расскажите?
Д: Мы научились рисовать подснежники в технике солевой батик. Помогли лесным жителям. Своими впечатлениями мы поделимся дома с родителями.
В: Давайте подарим нашим гостям небольшие подарки, скажем им до свидания и уберем свои рабочие места.