Татьяна Шерстюк
Ритмическая гимнастика с элементами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическая гимнастика с элементами театрализованной деятельности
Движение - это жизнь. Ничто так не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель.
Одно из основных направлений психолого-педагогической работы в ДОУ – «Физическое развитие» (слайд 1)
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач: (слайд)
Публикация «Ритмическая гимнастика с элементами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Проблема формирования физических качеств детей волнует дошкольных педагогов давно.
Физическая подготовленность ребёнка является показателем его общего развития и готовности к обучению в школе.
Многие педагоги-дошкольники занимались этой проблемой. Исследования Н. А. Фоминой, А. И. Бурениной, И. Ефименко показывают, какую огромную роль в развитии качеств играют единство – движения, музыки и сюжета.
На заре XX века князь Волконский популяризатор идей Жака Далькроза писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущего поколения».
Н. А. Фомина отмечает, что занятия ритмической гимнастикой носят комплексный характер, т. е. включают в себя упражнения на различные группы мышц, что является основанием для развития двигательных способностей или физических качеств детей.
Для детей дошкольного возраста предлагаются различные методики занятий ритмической гимнастикой, но особый интерес у коллектива нашего ДОУ вызвала авторская программа Н. А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок.
Мы в своей работе поддержали идею – взять за основу сюжет сказки или литературного произведения и дополнить содержание элементами театрализованной деятельности
- звукоподражание
- имитационные движения
- атрибутика, грим, костюмы
- внесение различных видов театра
- элементы пантомимы
- драматизация
Все это создает предпосылки для эффективного развития физических качеств. Каким образом?
Этому во многом поможет эмоциональный настрой. Основная интрига сказки позволяет этот настрой сохранить на протяжении всей непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию, а элементы театральной деятельности позволят глубже передать внутреннее содержание движений.
Фаза утомления отодвигается, работоспособность организма поддерживаться на высоком уровне.
Мы подобрали такие литературные произведения, главный герой в которых, оказавшись вне дома, встречается с множеством препятствий на пути, с добрыми и злыми персонажами.
Например: «Колобок», «Приключения Почемучки», «Домовёнок Кузя», «Незнайка», «Цветик-семицветик».
По каждой сказке разработали мини-программу, создали её модель-колесо.
В центральной части – цель нашей работы: развитие физических качеств.
Во II части – показана база разнообразных движений (блоки) с помощью, которой мы можем сформировать и развить физические качества. (слайд)
- 1 блок - основные движения;
- 2 блок - общеразвивающие упражнения;
- 3 блок - акробатические упражнения;
- 4 блок - танцевальные движения;
- 5 блок - силовые упражнения;
- 6 блок - элементы хореографии;
- 7 блок - имитационные движения
- 8 блок – игровые упражнения
В III части – отражены композиции, разнонаправленные упражнения, которые способствуют гармоничному развитию всех групп мышц.
Модель комплекса ритмической гимнастики «Цветик-семицветик»
Продумали развивающую направленность упражнений комплекса ритмической гимнастики.
Например:
- такое упр. как ползание по гимнастической скамейке на животе подтягиваясь руками – направлено на развитие силы рук;
- акробатическое упр. «Лягушка» на гибкость позвоночника и. т. д. (слайд)
Комплекс составляется с учетом принципа интеграции образовательных областей (слайд)
Подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий обусловлена возрастом детей (5-6 лет – 25 мин. ; 6-7 лет – 30 мин.). Основная структура НОД по физической культуре сохраняется. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки.
Комплекс включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазание, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т. д.) беговые и прыжковые серии.
Паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, жестами, мимикой отражающими содержание литературного произведения.
Например:
- жест «Кукла в магазине»
- дыхательные упр. «Шипение змеи»
- мимика «Ура мы на Северном полюсе!» и. др.
Такая мини-программа гибка и мобильна
Блоки, используемые на первом занятии, в последующих занятиях могут частично заменяться на другие.
Обучение основному программному комплексу упражнений проходит постепенно, в течение непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в соответствии с сюжетом сказки. Комплексы осваиваются в порядке их усложнения и в соответствии с возрастной группой дошкольников. На освоение одного комплекса отводиться 4 занятия
Каждый комплекс состоит из нескольких частей-композиций, связанных сюжетной линией. Изученные композиции в дальнейшем могут использоваться на утренней гимнастике, а так же в разных видах НОД другими педагогами.
Процесс обучения можно разделить на 3 этапа. На первом этапе изучаются основные движения каждой композиции и последовательность их выполнения. Продолжительность этапа зависит от подготовленности детей и их возраста.
На втором этапе материал закрепляется и на третьем – совершенствуется. Если на первом этапе дети выполняют упражнения под непосредственным руководством педагога, то на последнем этапе обучения – самостоятельно, что позволяет им проявлять инициативу, творчество и умения, а педагогу – оценить их достижения.
Условно работу по развитию физических качеств можно представить как работу в трё х направлениях:
Дети:
- утренняя гимнастика, музыкально-ритмическая гимнастика, игровая гимнастика;
- НОД по физической культуре в музыкальном ритме сказок;
- игры и игровые упражнения с элементами театра;
- физкультурные досуги и праздники.
Педагоги ДОУ:
- семинары-практикумы: «Культура движений», «Походка балерины»;
- мастер-класс: «Театр рукавичек для НОД по физической культуре», «Занимательные палочки»;
- консультации «Навстречу театру», «Развиваем физические качества легко и непринужденно», «Положительные эмоции – это важно!», «Пластика движений – залог здоровья»;
- беседы: «Возьмите на заметку и используйте в своей работе», «Картотека сказочных игр».
Родители:
- встречи по заявкам;
- совместные занятия: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»;
- открытые просмотры НОД;
- школа родителя «Совместные игры».
Только работа одновременно по всем направлениям предполагает положительный результат.
Итак, ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений, что плодотворно влияет на развитие основных физических качеств. Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях, повышает интерес детей к физическим упражнениям.
Литература:
1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1981. – 96 с., ил.
2. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256 с., ил.
3. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок)/ Авт. – сост. Н. А. Фомина и др. – Волгоград: Учитель, 2004. – 96 с.
4. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу… - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 160 с., ил.