Лучший педагог года

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера

Елена Пенькова
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера

Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной.

Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Югра не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем крае.

На этом фоне особую значимость приобретает задача: формирование патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных ка-честв личности. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о поселке, в котором ты родился, о крае, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и живот-ном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера» размещена в разделах

Наблюдая за людьми, к сожалению, убеждаешься, что большинство не только не знает культуру местного населения, но и, в большинстве случаев, относится ко всему этому с пренебрежением. И возможно, в скором будущем, данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт ханты будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.

Мы хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народов севера, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.

Детский сад – учреждение специфическое. Здесь живут малыши и, вроде бы, разговор о любви к Родине, где мы живем, начинать еще рано, или, возможно сказать правильнее, - очень сложно. И все же нам не уйти от решения этой проблемы. С этой целью в нашем детском саду была разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов Севера, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента для детей дошкольного возраста, а так же нами было изготовлена игра-пособие «В гостях у Северяночки», с которой мы хотим вас познакомить.

Работа с данным пособием предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Севера, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.

Цель:

ознакомление детей с образом жизни ханты и манси;

• расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, их хозяйственной деятельности;

формирование представление детей о животных, которые живут в нашем крае;

• воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

Мы считаем, что данное пособие может быть задействовано в различных образовательных областях: это может быть познание (ознакомление с окружающим миром : природой, животным и растительным миром, коммуникация ( развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.

Пособие представляет собой книгу, на каждой странице размещен материал, знакомящий детей с северным краем.

1. 1-2 страница: игра «Собери герб»

2. 3-4 страница: игра «Найди свое жилище»

3. 5-6страница: игра «Подбери одежду»

4. 7-8 страница: игра «Что здесь лишнее?»

5. 9-10 страница: игра «Найди недостающую куклу Северяночку»

6. 11-12 страница: игра «Найди отгадку»

7. 13-14 страница: игра «Подбери сестренке брата»

Дидактическая игра «Собери герб»

Цель. Систематизировать знания о символике народов ХМАО; учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

На 1 странице в кармашке лежат разрезанные на несколько частей гербы ХМАО и Нефтеюганского района, на 2 странице изображены образцы данных гербов. Ребенок, глядя на образец, должен собрать герб.

Дидактическая игра «Найди свое жилище»

Цель. Закрепление знаний о жилище народов Севера.

На странице в кармашке лежит кукла Северяночка, на следующей странице нарисованы различные жилища. Ребенок должен найти национальный домик Северяночки.

Дидактическая игра «Подбери одежду»

Цель. Закреплять знания об особенностях хантыйского костюма : головные уборы, элементы одежды.

На странице в кармашке лежат элементы национальной одежды ханты, на другой странице изображены силуэты девочки и мальчика. Ребенок должен подобрать соответствующие им элементы одежды.

Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»

Цель. Закреплять знания об орудии труда; умение находить хантыйские орнаменты в ряде других орнаментов; умение классифицировать и обобщать.

На странице изображены предметы необходимые для охоты и рыбалки, один из предметов лишний.

На следующей странице изображены орнаменты, один из них лишний.

Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему.

Дидактическая игра «Найди недостающую Северяночку»

Цель. Закрепление знаний о разнообразии национальной одежды; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

На странице в кармашке лежат по 3 одинаковых расписанных куклы - Северяночки. На другой странице изображена таблица в 3 ряда и 3 столбца.

Воспитатель берет разные 3 расписанные куклы, располагает их на верхний ряд, во втором ряду он выкладывает только 2 расписанные куклы такие же, как и в первом ряду, а в третьем ряду 1 расписанную куклу такую же, как и в первом ряду. Затем предлагает ребенку посмотреть, каких расписанных кукол из первого ряда не хватает во втором и третьем рядах.

Дидактическая игра «Найди отгадку»

Цель. Знать характерные признаки животных Севера, явлений природы; уметь по данным признакам находить отгадку; развитие связной речи, мышления.

На странице в кармашке приготовлены картинки, соответствующие загадкам. На следующей странице написаны загадки, воспитатель читает детям какую- либо загадку, они должны найти картинку - отгадку.

Дидактическая игра «Подбери сестренке брата»

Цель. Закрепление знаний о различных национальностях, которые живут в нашем крае; развивать умение объединять картинки в пары при наличии общего признака; развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.

На странице в кармашке находятся 4 куклы - мальчиков в разных национальных костюмах. На другой странице нарисованы силуэты кукол - девочек в национальных костюмах. Ребенок из кармашка берет по одной кукле - мальчика и прикладывает их к соответствующим силуэтам кукол - девочек.

Пособие «В гостях у Северяночки» - выразительное, яркое, красочное, привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение. В результате работы с данным пособием дети накапливают необходимую информацию, получают знания, которые позволяют испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут.

Публикации по теме:

Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!»Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!» Совместная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Мы живем в России!» Составитель: Фатхиева А. М., воспитатель МАДОУ № 408.

Фотоотчёт «Ура, к нам приехали гости!»Фотоотчёт «Ура, к нам приехали гости!» Фотоотчёт детского сада «Чебурашка» «Ура, к нам приехали гости!» Билеты раскупаются, ребята собираются, Места спешат занять свои, детишки.

Итоговое занятие в подготовительной группе с целью систематизации знаний о своей Родине — России через совместную работу Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 комбинированного вида» Конспект итогового интегрированного.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы» Программное содержание. Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес.

Конспект НОД «Викторина по сказкам разных народов России» с детьми подготовительной группы с использованием ЭОР Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическое развитие.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Птицы разных стран» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» Конспект образовательной деятельности.

Конспект занятия для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы «Сколько разных профессий на свете!» Цель: Привитие познавательного интереса воспитанникам к профессиям родителей. Профориентационная работа. Задачи: - Расширение представлений.

Выставка поделок наших воспитанников (фотоотчет)Выставка поделок наших воспитанников (фотоотчет) Представляю Вам вторую часть поделок нашего сада. Дети с удовольствием любят заниматься данным видом деятельности, придумывать новые сюжеты.

Новогодние поделки родителей наших воспитанников (фотоотчет)Новогодние поделки родителей наших воспитанников (фотоотчет) В декабре объявили конкурс "Зимние фантазии" в котором участвовали родители детей нашего детского сада. Конкурс проходил на уровне нашего.

Конспект занятия «Животные разных стран» для подготовительной группы Задачи: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том в какой части суши живут разнообразные животные; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера
Опубликовано: 24 января 2016 в 11:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД