Татьяна Афанасьева
Консультация для родителей «Кризис 2,5–3,5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 2,5-3,5 года.
«Укрощение строптивого»
Ребенок в 2,5-3,5 года вдруг стал непослушным, начал обзываться, драться, делать все наперекор? Не стоит паниковать: через этот период проходят все дети.
Кризисы поведения чаще всего возникают у детей в 3 года, а затем в 7 и в 12-14 лет.
Трудный возраст.
Кризис трех лет – переломный момент в жизни малыша. В это время он начинает общаться не только с членами семьи, но и с ровесниками и воспитателями в саду. А это новые и чужие люди. Ребенку приходиться преодолевать много внутренних противоречий. До этого он был убежден, что мир вращается вокруг него, все делается ради его удобства. Дошкольник теряет контроль над ситуацией и пытается его вернуть, что и проявляется в капризах. Малыш сталкивается с системой запретов и начинает выяснять, что допустимо делать в коллективе, что - дома. Трехлетний ребенок, как правило, считает себя взрослым и не понимает, почему ограничивают его свободу. Это приводит к искажению поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 2,5–3,5 лет“» размещена в разделах
Повод для размышления.
Малыш может и сам чего-то хотеть, но отказывается от желаемого только потому, что это предлагают взрослые. Это не страшно, подобное поведение быстро проходит, Хуже, если кризис внешне не проявляется или его признаки мешают общению с окружающими. Ребенок может спорить со взрослыми, но, если отказ идти у него на поводу приводит к обострению психосоматических заболеваний, следует насторожиться. В порядке вещей и агрессия, а вот стремление причинить вред другому человеку – плохой симптом. Возможны две причины. Часто из-за врожденных особенностей ребенку требуется чуть больше заботы и ухода. А еще проблемы возникают, если родители и бабушка с дедушкой придерживаются разных систем воспитания или не могут найти общий язык с сотрудниками детского сада.
Что делать?
Не наказывайте ребенка, но и не поощряйте его поведение. Во время истерики либо старайтесь переключить внимание малыша, либо пережидайте. Позволяйте проявлять самостоятельность, но не высмеивайте попытки завязать шнурки или смастерить поделку без помощи взрослых. Создайте систему правил. Среди них должны быть требования, обязательные к выполнению при любых обстоятельствах. Например, нельзя играть на проезжей части, ходить без шапки. Обозначьте запреты, которые можно нарушить при определенных условиях, договоритесь об уступках.
Способы убеждения
Если ребенок не хочет что-то делать, воспользуйтесь одним из приемов.
• Заключите договор: «После того как съешь что –то полезное, можно будет съесть вкусное»
• Объясните причины действия: «Если вовремя не поспишь, у тебя не будет сил, чтобы гулять».
• Сыграйте на стремлении малыша быть взрослым: «Если ты большой и самостоятельный, значит, должен питаться в определенное время, а не когда хочется. Так поступают серьезные люди».
• Обрисуйте последствие выбора. Не желает надевать варежки? Пусть идет в чем хочет, достаточно предупредить его: «Мы сделаем по- твоему, но вернемся домой через 5 минут, потому что ты замерзнешь».
• Ищите компромисс. Например, малыш планирует нести игрушки в руках, но вы знаете, что он ее уронит и расстроится. Предложите вариант: «Давай игрушка побудет в рюкзаке, а когда будем рядом с домом, ты понесешь ее сам».