Родительское собрание «Семь шагов к здоровью. Готовность ребенка к школе». Часть 2

Екатерина Курдюкова
Родительское собрание «Семь шагов к здоровью. Готовность ребенка к школе». Часть 2

Родительское собрание № 2

" Семь шагов к здоровью, готовность ребенка к школе "

Часть 2

«Готовность ребенка к школе»

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

Повестка дня

1. Вступительное слово (актуальность проблемы).

2. Презентация «Скоро в школу». (Интеллектуальная, нравственно – волевая, личностная психологическая и физическая готовность ребенка к школе; рекомендации родителям)

3. Выступление психолога Хвощевской школы Лакеевой В. Г.

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

5. Разное.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

Вот и наступил последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

Презентация «Скоро в школу»

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителейбудущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, меняется его поведение. Дети готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций.

Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признаётся всеми взрослыми.

Интеллектуальная готовность к школе.

Попробуйте сами оценить механическую память ребенка. Четко проговаривая слова,произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показаниям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше двух слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты пониже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Речка – море – океан; груша – яблоко – апельсин и т. д. предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите вспомнить ребенка остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм

Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки: кресло, диван, стол, тарелка. На одних из них предметы, которые можно определить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки».

Память, как и внимание можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что он одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» тоже подходят для развития памяти.

Нравственно – волевая готовность.

Не всегда уроки вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен «включать» волю…

Родителямпервоклассников был задан вопрос: Какие трудности были у детей в начале учебного года?

Ответ. Еще до школы мой ребенок умел читать и считать до ста. В начале учебного года у него была хорошая успеваемость, но прошло полгода, и он стал отставать от одноклассников. Из беседы с учителем выяснилось, что Сережа не старается на уроках, не хочет тратить время на заучивание нового материала. Что делать?

Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно – волевой подготовке ребенка к школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять!

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные по возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не хотели выполнить. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Волю тренировать можно в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила. По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошкольника будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он и совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

Личностная психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание ребенка учиться.

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

Купите или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них не дольше минуты. Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите,чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок с сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать,

что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.

Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать.

Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

Конечно, переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей.Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение.

Дошкольникам нужно объяснять, что учеба в школе – это серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд, учеба – это интересное, но ответственное занятие. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной,требованиями учителя: «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет».

Для ребенка учеба – это праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы.Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы».

Итак,основное: не исказите веру ребенка в себя, как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Физическая готовность.

И еще один важный момент. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно – двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе.

Подведение итогов родительского собрания

А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны (желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

1. Конкурс "Разминка" Родителям предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".

*** 1. Ноль меньше трех (Да.)

2. Год начинается в марте (Нет.)

3. Земля квадратная (Нет.)

5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

6. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)

7. Звук [М]- гласный (Нет.)

8. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)

9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

3. Конкурс "Познавательный"

Ведущий: «В этом конкурсе необходимо ответить на 15 вопросов»

*** 1. Сколько месяцев в году? (12

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .

3. Дом автомобиля? (Гараж) .

5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .

6. Номер телефона скорой помощи? (03) .

7. Жгучая трава? (Крапива) .

8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .

9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .

10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .

11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .

13. Закончите пословицу «Сделал дело…»? (Гуляй смело).

Вот видите, даже вы, зная казалось бы все, справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.

Упражнение «Согни листок»

Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения. Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?

Почему? Идёт обсуждение.

Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.

Родителидолжны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

Решение собрания

• Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.

• Проводить дома с детьми развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов.

• На семейном совете определить для ребенка посильные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение.

Родителям внимательнее относиться к своим детям (стараться больше уделять общению с ними, пребыванию на свежем воздухе, выполнять рекомендации воспитателей по подготовке ребенка к школе).

Анкета для родителей

Тема: «Готов ли ваш ребенок идти в школу

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует

множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе,

достаточно ли развит, что должен уметь накануне

поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно

объективно оценить подготовленность ребенка к школе.

Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1 .Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в

школу?___

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы

(портфель, книги, новое «взрослое» положение, чем

возможность больше узнать и многому научиться?___

3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и

внимателен при выполнении не слишком привлекательного

для него задания?___

4. Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с

взрослыми?___

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное

поручение (например, по телефону?___

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо

самостоятельно?___

7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда

убирает их или вы устали напоминать ему об этом?

8. Умеет ли считать до 20 и обратно?___

9. Может ли сравнивать числа и предметы?___

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?___

11 .Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?___

12. Умеет ли выделять существенные признаки в

предметах (например, у птицы есть клюв, перья?___

13. Может ли объединить одним словом понятия одного

вида, рода, характера (например, назвать одним словом

«обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»?___

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с

противоположным смыслом (например, «жарко»«холодно»?___

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?___

16.3нает ли буквы и умеет ли читать по слогам?___

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С

трудом и без всякого удовольствия.)___

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?___

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?___

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или

рисовать?___

21 .Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны,

размашисты и не завершены?___

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на

несколько частей картинку?___

23. Может ли придумать слово к предложенному слову

так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево

— ветки», «книга — страницы»?___

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и

плохо осведомлен?___

Интерпретация

Соотнесите свои ответы с ключом:

—если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,

15,16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ

начислите по одному баллу;

—если на вопросы 2,6,7, 17,21, 24 ответили «нет», то

начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно

составляет:

20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к

школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал

интерес к школе и получению новых знаний.

15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания

своему малышу, содержание вопросов либо задания в них

помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет

поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш

ждет помощи сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в

развивающие, занимательные игры, путешествуйте по

страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть

успеха и пойти в школу подготовленным.

Анкета для родителей

Тема: «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов о том, как вы оцениваете готовность вашего ребенка к обучению в школе».

1. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение читать и считать.

2. Способность к построению речевого высказывания.

- Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы):

а) почти всегда;

б) иногда;

- Ребенок с готовностью включается в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.):

а) почти всегда;

б) иногда;

- Ребенок,используя грамматические формы:

а) правильно согласует слова в предложении;

б) иногда допускает ошибки в согласовании слов в роде, числе, падеже;

3. Осведомленность в основных областях знаний.

- Свое имя, фамилию, пол и возраст ребенок:

а) называет самостоятельно;

б) называет с помощью взрослого;

-Правила обращения с различными предметами, в том числе

метами повышенной опасности ребенок:

а) знает;

б) знает, но не все;

- Название страны, города (села, в котором живет, государственную

символику ребенок:

а) самостоятельно употребляет в речи, узнает или называет в ответ на вопрос взрослого;

б) вспоминает с помощью взрослого;

- В представлениях об окружающем мире (профессии, орудия

виды транспорта и пр.) ребенок:

а) почти всегда проявляет осведомленность;

б) частично осведомлен;

- В сезонных изменениях в живой и неживой природе ребенок

ориентируется:

а) свободно;

б) частично;

- Названия диких и домашних животных, места их обитания

особенности поведения ребенок:

а) знает хорошо (свободно приводит примеры);

б) вспоминает с помощью взрослого (приводит 1-2 примера

- Во временных отношениях (частях суток, временах года, месяцах,

днях недели) ребенок ориентируется:

а) свободно;

б) с помощью взрослого;

4. Игровая деятельность

- В игре со сверстниками ребенок:

а) чаще всего сам придумывает себе роль;

б) соглашается на роль, предложенную другими детьми или

взрослым

- В случае изменения замысла или сюжета игры ребенок:

а) гибко и своевременно меняет свою роль в соответствии с сюжетом;

б) не может изменить свою роль, продолжая оставаться в рамках

старого сюжета.

- Ребенок использует в игре:

а) разнообразные сюжеты;

б) сюжеты, предложенные взрослым.

- В игре ребенок следует правилу:

а) почти всегда самостоятельно;

б) с трудом, ориентируясь на контроль взрослых или партнеров.

- В игре ребенку, прежде всего,важен:

а) выигрыш;

б) участие в игре.

5. Конструктивная деятельность

- Создаваемые ребенком постройки носят:

а) творческий характер (создание новых вариантов знакомых конструкций);

б) манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретных построек).

- Ребенок,конструируя по заданному образцу:

а) самостоятельно анализирует его, выделяет основные части конструкции, устанавливает пространственное расположение, подбирает необходимые детали, затем конструирует;

б) нуждается в пошаговом руководстве взрослого;

- Предваряя конструктивную деятельность, свой замысел ребенок

а) обозначает самостоятельно (называет тему);

б) обозначает с помощью взрослого;

6. Изобразительная деятельность.

- Разнообразные изобразительные средства (цвет, форму, ритм, симметрию и т. п.) ребенок:

а) использует самостоятельно;

б) использует с помощью взрослого;

- Рисунок ребенкасоответствует предварительному замыслу:

а) почти всегда;

б) иногда;

- На занятиях, требующих концентрации внимания и усидчивости

ребенок:

а) утомляется ближе к концу занятия;

в) быстро утомляется и отвлекается.

- Движения ребенка в подвижных играх,беге и ходьбе:

а) ловкие, грациозные;

б) скованные, неуверенные;

- Ребенок при выполнении действий с несколькими предметами (бытовые действия, одевание, конструирование, лепка):

а) умело действует двумя руками;

б) использует вторую руку как вспомогательную;

в) действует практически одной рукой

Публикации по теме:

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Родительское собрание в младшей группе «Знаете ли вы своего ребенка?» Время проведения: первый квартал. Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Родительское собрание «Семь шагов к здоровью. Готовность ребенка к школе». Часть 2
Опубликовано: 26 июля 2021 в 23:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. День овощного креатива на МААМ

Осеннему урожаю овощей и фруктов посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы отметить с детьми праздник урожая и увлечь их созданием креативных...

21 сентября. Международный день мира

«Зло войны и блага мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам», – писал Лев Толстой. Несмотря на это, вопросы войны и мира...


Горячие темочки