Майя Викторовна Богомазова
Родительское собрание «Конфликтное поведение детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Конфликтное поведение детей дошкольного возраста»
Устраивая ребёнка в детский сад, родители всегда думают о пользе общения со сверстниками, о его благополучном развитии и воспитании, компенсации недостающего внимания детским садом из-за нехватки времени на ребёнка у родителей в дневное время. В то же время приходится встречаться и с такими жизненными ситуациями, как конфликты между детьми.
Публикация «Родительское собрание „Конфликтное поведение детей“» размещена в разделах
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Т. А. Павленко и А. Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.
«Я всегда прав». Такие дети чаще всего инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстником они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами сверстников и видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их.
«Я лучше других». Для этих детей характерны демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстнику. Такие дети, как правило, привлечь внимание к себе своей деятельности, знаниям.
«Я – взрослый, я – главный». Конфликтность выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети – вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем. Относятся к ровеснику критично, особенно если у них самих ничего не получается.
«Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны; боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность.
«Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправному сотрудничеству, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили ее.
Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизненский дополняют причины конфликтов в игре:
«разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
«по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
«по поводу состава участников игры» - спор о том кто именно будет играть в данную игру;
«из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль;
«из-за игрушек» - споры их обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами»;
«по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации и каковы будут действия тех или иных персонажей;
«по поводу правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Причины нарушения поведения
Избегание неудач
Власть
Месть
Привлечение внимания
Существуют следующие причины агрессивного поведения у детей:
Недостаток родительской ласки и тепла.
Незаинтересованность, равнодушие по отношению к ребенку.
Неприятие ребенка.
Безразличие к тому, что ребенок ведет себя агрессивно
Непоследовательность в применении наказаний.
Применение физических наказаний.
Семейные ссоры и конфликты.
Что делать?
Взрослый должен научить, в первую очередь, детей слушать друг друга, договариваться и идти на компромиссы, а не судить, кто прав, а кто виноват. Во всяком случае, важно высказать свое мнение о нарастающей проблеме конфликта, например: «вы можете вместе играть, зачем же ссориться, вы могли бы стать добрыми друзьями».
В коллективе детей нужно, прежде всего, учить дружить, а не показывать негатив, не разжигать споры. Всеобщее развитие ребёнка тесно связано с его адаптацией в обществе и с отношениями с друзьями.
В современном мире друзей всё больше заменяет электроника, это негативно сказывается как на развитии ребёнка, так и на его умениях общаться. Дети всё больше отстраняются друг от друга и при встрече со сверстниками сталкивают с чередой непониманий и разногласий. Этого нельзя допускать. Между детьми должен быть физический, а не виртуальный контакт.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой. Дети должны знать о последствиях своих поступков. Надо дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата.
Исходя из вышесказанного, психологи дают следующие рекомендации родителям агрессивных детей:
Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка.
Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения.
Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка.
Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок.
Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша.
Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях.
Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя.
И наконец, окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.