МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Детская агрессивность» в средней группе

Ольга Горина
Конспект родительского собрания «Детская агрессивность» в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида «Малышка» с. Выдрино» МО «Кабанский район» Республики Бурятия

Родительское собрание в средней группе

на тему: «Детская агрессивность»

Воспитатель: Горина О. М.

Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

Публикация «Конспект родительского собрания „Детская агрессивность“ в средней группе» размещена в разделах

Ход собрания

- Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего собрания серьезна, но, тем не менее, я хочу начать с анекдота:

- Мама, можно я пойду поиграю с Петей?

- Нет, он плохой мальчик.

- Тогда можно я пойду и побью его?

- Этот анекдот не случаен. Сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое детская агрессивность и можно ли с ней «бороться». В современном мире уровень агрессии в обществе стал выше, мы наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того, можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел.

Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые. Агрессию проявляют и малыши

В нашей группе тоже существует эта проблема, ваши дети, наверное, иногда приходят с царапинами, жалуются на своих сверстников

Наши с вами малыши могут быть такими и могут быть вот такими (Слайд1)

С чем это связано? Как с этим бороться? Давайте попытаемся сегодня разобраться.

Итак, что такое агрессивность? (Слайд 2)

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т. д.

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т. к. он борется за выживание в окружающем мире.

Зачем дети проявляют агрессию?

- привлечение к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно привлекает к себе внимание);

- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса»);

- защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).

Мини-диагностика

(Слайд 4)

Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивных признаков у ребенка. Внимательно прочитайте эти признаки и подумайте, проявляются ли какие-нибудь из них у вашего ребенка и как часто это происходит (раздать каждому).

Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте.

Инструментальная – часто выражается у детей младшего возраста для достижения определенной значимой цели для ребенка (хочет забрать игрушку, предмет и т. д.)

Враждебная – проявляется у детей более старшего возраста. В основном направлена на причинение боли человеку или живому существу.

Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:

- агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

- Сынок! Кто научил тебя такому ужасному слову?

- Дед Моpоз, мамочка, когда ночью у меня в комнате споткнулся о мой велосипед.

- Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, дети их употребляют.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае?

Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

-агрессия проявляется в играх ребенка.

Современные дети растут с идеалами, отличающимися от тех, с которыми росли мы. В наших мультфильмах были в основном положительные герои, которым мы старались подражать. В современной мультипликации, в основном западной, много отрицательных героев, которые более могущественные и поэтому привлекают внимание ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что дает им возможность побыть непослушным, независимым, «взрослым». Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

- ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

Часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывают по нескольким причинам:

• желание самоутвердиться;

• защита;

• от безысходности;

• от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе необходимо научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Это нужно развивать с раннего детства. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия воспримут окружающие. (Пример с Денисом)

- агрессия по отношению к животным.

В раннем детстве играя, дети иногда «ставят опыты» над животными, в основном это насекомые. Двигать ими может обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудить с ним, что чувствует животное, чтобы оно сказало, если бы оно умело говорить. Если вы заметили, что в ходе игры ребенок проявляет агрессию по отношению к животным и к игрушкам, насторожитесь, постарайтесь найти причину этого.

- аутоагрессия – причинение вреда самому себе. (Дети импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого)

Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессии можно прибегнуть к сказкотерапии. Сочините вместе с ним сказку, в которой этот ребенок будет главным положительным героем. В игре используйте фотографии ребенка, разные картинки, создайте ситуацию, в которой он ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним, когда ребенок спокоен, не нервничает.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ

Упражнение «Нельзя»

Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Один из участников – «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать», ноги («нельзя туда ходить», далее завязываются уши («не слушай») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывает рот).

Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя – «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопереживать весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

- Папа, Сережа меня ударил.

- Ну, дай ему сдачи.

- Дал, еще до того.

Упражнение «Руки»

Я попрошу вас соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Мы видим, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции я не произносила. Какой вывод можно сделать? - В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.

Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию «иди и бей».

В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т. к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своё дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т. е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача родителей и воспитателей — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами

Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были адекватны и проявились в социально приемлемой форме.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.

Неумение проговаривать свой гнев, приводит к срыву, проявляющемуся в агрессивном поведении. Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что он думает в адрес того, кто разозлил.

Если отрицательных эмоций накопилось очень много, можно предложить ребенку: рвать бумагу, комкать газеты; топать ногами, втирать пластилин в картонку или бумагу, побить подушку, покусать ее или покричать, можно покидаться подушками. Выплескивать внутреннее напряжение лучше всего через активные действия: подвижные игры, занятия спортом. Вода – замечательное средство для снятия нервного напряжения.

Подходит к концу наша беседа. Хочется, чтобы она оказалась для вас в чем-то полезной.

А сейчас закройте на минутку глаза и честно ответьте себе на вопросы:

- Отправляя ребенка в садик, вы целуете его, желаете всего доброго?

- Вы часто хвалите своего ребенка?

- Вы часто обнимаете своего ребенка?

- Вы играете с ребенком в игры?

- Вы вчера занимались совместными делами со своим ребенком?

- Вы часто говорите своему ребенку, что любите его?

В идеале на все вопросы надо ответить «да».

Приложение 1

Критерии агрессивности

Ребенок …

1. - часто теряет контроль над собой;

2. - часто спорит и ссорится с окружающими;

3. - намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

4. - часто винит других в своих ошибках и неудачах;

5. - часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

6. - угрожает другим людям;

7. - проявляет физическую жестокость к людям и животным;

8. - намеренно портит имущество, чужие вещи;

9. - не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялись четыре из перечисленных критерия, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности.

Приложение 2

Проведение анкетирования (в группе):

«Признаки агрессивности» (выявление агрессивности в ребенке). Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

Ребенок ЧастоРедко

1. Спорит, ругается со взрослыми.

2. Часто устраивает истерики.

3. Винит других в своих неудачах.

4. Дерется в игре, отбирает игрушки у детей.

5. Сердится и отказывается, что- либо сделать.

6. Завидует другим детям, старается отомстить.

7. Отказывается подчиняться правилам.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его).

Если ответ «Часто» 6 и более раз, то можно предположить, что ребенок больше подвержен агрессивному состоянию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультации для родителей «Детская агрессивность» Консультации для родителейДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Детская агрессивность нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к 7 годам.

Конспект родительского собрания в средней группе «Путешествие по стране знаний» Родительское собрание в средней группе «Гномик» 13 сетября 2019. Путешествие по Стране Знаний. Цели: • расширение контакта между педагогами.

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в средней группе Цели: установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье. Уважение к.

Конспект родительского собрания в средней группе «Семейное гнездышко» Форма проведения: круглый стол + творческая мастерская. Место проведения: группа. Оборудование: ноутбук, диск с фильмом «Семья», природный.

Конспект родительского собрания в средней группе, посвящённого Дню матери Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас всех видеть на нашем родительском собрании. Наше род. собрание будет проходить в нетрадиционной.

Конспект родительского собрания в средней группе «Семейное чтение» Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Семейное чтение» Подготовка: 1. Провести анкетирование родителей (см. Приложение.

Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Конспект родительского собрания в средней группе. «Возрастные особенности детей 4-5 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями;.

Конспект родительского собрания в средней группе «Чему мы научились за год?» Муниципальное казенное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Конспект родительского собрания в средней группе «Будем любознательны» Сценарий родительского собрания в средней группе «Будем любознательны» Цели: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика.

Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года Родительское собрание в средней группе в начале учебного года Цели: • расширение контакта между педагогами и родителями; • моделирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Детская агрессивность» в средней группе
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 15:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД