Лучший педагог года

Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников

Надежда Григорьева
Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников

Сценарий родительского собрания (воспитатель Григорьева Н. Э.)

«Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Форма проведения: встреча.

Публикация «Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Участники: воспитатели, родители.

Необходимое оборудование: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для записей, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Задания для родителей

3. Памятка «Чем отличаются мальчики от девочек»

4. Советы по воспитанию мальчиков и девочек

5. Решение собрания

Ход мероприятия

Уважаемые родители!

Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего собрания «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю ответить на следующие вопросы:

1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?

2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

Каждая возрастная группа детей по - разному осваивает гендерные роли.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т. д.).

В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций, чувств, специфика гендерного поведения).

В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

К 7 годам дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Задание № 1 - "Ладошки".

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В. Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.

Задание №2 - " Девочки это:, мальчики - это:".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики – это… мальчики должны быть….; а родителям девочек - "девочки это -, девочки должны быть….".

Задание № 3 - "В Детском мире".

Не печенье, не ватрушки,

Не сметану, не кефир-

Покупаем мы игрушки

В магазине "Детский мир".

Тут машинки, зайки, мишк

Вот мячи. А вот шары-

Мамы, папы выбирайте

Вашим милым шалунишкам,

Все что нужно для игры.

Представьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Задание №4 «В гостях у сказки».

Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.

Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов, подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.

Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:

-"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;

-"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;

-"смешанные" : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному.

Задание №5

Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты).

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность Ласковость Мужественность Застенчивость

Смелость Находчивость Отзывчивость Забота

Решительность Стеснительность Красота

Стремление помочь

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек.

Чем отличаются мальчики от девочек:

Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;

Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;

Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой иперетянув через голову;

Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;

Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;

Девочки – ладонью;

Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;

Девочки поворачивают только голову;

У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

Девочки дышат грудью;

Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;

Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;

Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;

Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;

Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.

Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Пояс на халате завязывают ниже пупка;

Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;

Уши затыкают ладонями;

Уши затыкают пальцами;

Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;

Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;

Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;

Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

Советы по воспитанию мальчиков и девочек :

Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

Используйте различные головоломки для девочек.

Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Итог собрания :

Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?

Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что информация была полезна в этом направлении.

Решение собрания :

1. Уделять внимание гендерному аспекту в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

2. Принять во внимание содержание памятки.

3. Прислушаться к советам по воспитанию девочек и мальчиков.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб. Питер, 2005.

3. Введения в гендерные исследования : Учебное пособие для студентов. М. : Аспект Пресс, 2005.

4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб. : Тускарора, 2000. — 180 с.

5. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.

6. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике : теория и практика / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 40—47.

7. Развитие речи дошкольника : Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1990.- 160 с;

8. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М. : Информация XXI век, 2002. 256 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников на народных традициях «Мастера и мастерицы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» «Мастера и мастерицы» Занятие по гендерному.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников» Структурное подразделение дошкольного образования д/с: «Чебурашка» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной.

Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников» Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников" Цели и задачи проведения собрания: - Раскрыть значение речи.

Родительское собрание по экологическому воспитанию дошкольников «Рука дружбы природе» Родительское собрание в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников Тема: «Рука дружбы природе» Время проведения: апрель Участники:.

Родительское собрание «Развитие речи дошкольников»Родительское собрание «Развитие речи дошкольников» БДОУ «Центр развития ребёнка» детский сад № 44 Родительское собрание по теме «Развитие речи дошкольников»; мастер-класс по изготовлению.

Родительское собрание по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в форме КВН «Природа и мы» Родительское собрание по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в форме КВН на тему: «Природа и мы». Цель: создание.

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни». Родительское собрание Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Родительское собрание «Развитие речи дошкольников с ОВЗ» Родительское собрание (авторы: Обозина Ольга Николаевна, Овсянникова Марина Владимировна) Тема: «Развитие речи дошкольников с ОВЗ» Задача.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Цель: 1. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка; демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4.

Родительское собрание экологического воспитания дошкольников «Берегите природу»Родительское собрание экологического воспитания дошкольников «Берегите природу» Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание по гендерному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2019 в 15:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД