МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения»

Антонина Родионова
Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения»

Родительское собрание по теме «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия, как форма поведения»

Одним из критических периодов в жизни человека является подростковый возраст. Важнейшая психологическая особенность данного возраста – зарождающиеся чувство взрослости, т. е. отношение к себе как ко взрослому.

Публикация «Конспект родительского собрания „Возрастные и психологические особенности подросткового возраста, Агрессия как форма поведения“» размещена в разделах

Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники, относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учёбы.

Ведущей деятельностью подросткового возраста становится общение. И, если до данного возрастного периода, главную, решающую роль в жизни подростка играли взрослые (родители, учителя и т. д., то теперь эту роль выполняют сверстники. На первый план выступает общение именно со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Но подросток ещё не в состоянии дать верную оценку собственному поведению и поведению окружающих. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, то они серьёзно переживают. Подросток в этом возрасте становится импульсивным (т. е. не обдумывает свои поступки, быстро реагирует на какие-либо действия, колючими, дерзкими, болезненно реагируют на любые попытки покушения на их независимость, стараются во всём проявлять самостоятельность, не любят опеки. Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В то же время они очень часто застенчивы, легкоранимы, поэтому оценка, которую им дают окружающие, должна быть облачена в очень тактичную, мягкую форму.

Если говорить о особенностях мальчиков и девочек, то девочки более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики – энергичны, непоседливы, более эмоциональны, чаще уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания. Но не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, следовательно, могут встречаться и девочки с особенностями мальчиков, и наоборот

Особенности поведения подростков : агрессивны, энергичны, быстры в действии, настойчивы, нуждаются в постоянной деятельности, любят массовые игры, шумны, спорят, влюбчивы, чувствительны к критике, боятся поражения, интересы постоянно меняются, мальчики любят играть с мальчиками, девочки – с девочками, часто стремятся к соперничеству, стремятся к независимости вне семьи.

Более подробно я бы хотела остановиться на такой форме поведения, как агрессия.

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия может проявляться по-разному. Она может быть физической, т. е. нанесение физического вреда людям; косвенной – в форме словесной брани, сплетен, злых шуток; направленной на самого себя – аутоагрессия – это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки и т. д. агрессия может проявляться и по отношению к неодушевлённым предметам и находить выход через порчу предметов.

Столкновение родителей с агрессией ребёнка обычно вызывает растерянность и первое, что они делают – наказывают ребёнка. Чтобы помочь подростку, прежде всего, нужно разобраться с причиной агрессии.

1. Одной из причин могут быть взаимоотношения со сверстниками. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в задании они могут воспринять, как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать отпор обидчику.

2. Отношения в семье. Агрессивное поведение родителей между собой и в отношениях с детьми6 оскорбления, крик, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни подростка.

3. Противоречивое поведение по отношению к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости и всё это происходит на глазах у ребёнка. Такие споры, особенно если они проявляются регулярно, также могут привести к агрессии.

4. Особенности биологического развития самого ребёнка, некоторые черты характера также могут обуславливать его агрессивность. Например, гиперактивные дети очень активны, непоседливы, им сложно сконцентрировать внимание. В следствии чего, это вызывает недовольство взрослых, что провоцирует агрессию у подростка.

Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей :

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка.

2. Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся).

3. Агрессия по отношению к животным.

Словесная агрессия. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У подростка закрепляется вывод : если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом.

Для подростка ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в своих собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.

Рекомендации родителям :

• объяснить, что люди используют ругательства в крайнем случае, когда от отчаянья им не хватает сил и слов;

• следите сами за собственной речью;

• если ребёнок спрашивает о значении бранного слова, не следует уходить от ответа. Объясните так, чтобы ему самому не захотелось его употреблять;

• если ребёнок «поймал» на нехорошем слове вас, извинитесь, дайте ему понять, что вы искренне раскаиваетесь.

Физическая агрессия по отношению к окружающим бывает у ребё нка по нескольким причинам:

• желание самоутвердиться;

• защита;

• от безвыходности;

• от несдержанности.

Если в первых трёх случаях это происходит от неуверенности в себе и тревожности, то в последнем – это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.

Рекомендации родителям :

• научить ребёнка управлять своими эмоциями. В качестве ритуала могут выступать физические и творческие упражнения, например, наносить удары по боксёрской груше или подушке, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке. Снять агрессию помогут и специальные упражнения: в момент импульса агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение нужно сменять релаксацией мышц. И ксли агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой;

• дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими;

• взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют подростки, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение. Например, за один и тот же поступок, в зависимости от настроения отца, могут получить либо наказание, либо равнодушную реакцию;

• следует избегать неоправданного применения силы и угрозы.

Агрессия по отношению к животным. Причиной скорее всего являются домашние конфликты. Например, если ребёнка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

В подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показаться слабыми, чтобы быть как все. Впоследствии это может развиться и в приступную деятельность по отношению к случайным прохожим.

Рекомендации родителям :

• приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет говорить прямо о своих чувствах, о том, что ему нравится и что не нравится;

• подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

В последнее время одной из самых распространённых причин подростковой агрессии являются СМИ. Подростки очень много времени проводят у телевизора, компьютера, где наблюдают сцены жестокости и насилия. Нужно помнить, что дети подвержены негативному воздействию в отличие от взрослых. Поведение негативных героев принимают за образец. Часто дети, которые с удовольствием смотрят сцены насилия, начинают более агрессивно вести себя по отношению к сверстникам.

В таких случаях родителям следует исключить просмотр фильмов, телепередач со сценами насилия и жестокости.

Итак, из всего сказанного вытекают следующие правила поведения :

1. самим не проявлять грубости, жестокости.

2. Постараться быть внимательными к ребёнку.

3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении подростка.

4. Учиться слушать и слышать своего ребёнка. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные психологические особенности детей 3–4 лет» В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников,.

Консультация «Психологические особенности подросткового возраста» Границы подросткового возраста достаточно неопределённы (от 9-11 до 14-15). Одни дети вступают раньше в подростковый возраст, другие позже.

Консультация «Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет» Консультация. Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно:.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей пятого года жизни» «Возрастные особенности детей пятого года жизни». Родительское собрание Протокол № 1 Тема: «Возрастные особенности детей пятого года.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Протокол родительского собрания в средней группе Протокол №1 родительского собрания группы №4 «Веснушки» Тема: «Возрастные особенности детей.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» ПРОТОКОЛ № 3 общего родительского собрания группы «Теремок». Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.» от 13.

Протокол родительского собрания по теме «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Организация.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Воспитатель: Потапова Надежда Геннадьевна.

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Родительское собрание составила Хлабыстина Елена Михайловна воспитатель МДОУ №8. Конспект родительского собрания: «Возрастные особенности.

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности ребёнка от 5–6 лет» ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения»
Опубликовано: 11 июня 2019 в 14:37
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД