Татьяна Страхова
Роль сюжетно — ролевой игры в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста»
Ход СОБРАНИЯ:
С1 Сегодня мы с вами поговорим о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей, и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о наших детях.
Предлагаю поиграть в игру «Веселый мяч (в кругу)
Публикация «Роль сюжетно — ролевой игры в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
1. В какую игру вы играли недавно с ребенком?
2. При выборе новой игрушки, что учитываете, чем руководствуетесь?
3. В какие игры вы играли в детстве?
4. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
5. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
6. Какие игрушки любимые у ребенка?
7. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
С2 Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
Из всех детских игр особое место занимает сюжетно – ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких – либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т. е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей.
Сюжетно – ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно – ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
В сюжетно – ролевой игре ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к этому раньше, а кто – то позднее. К 5 – 6 годам сюжетно – ролевая игра достигает своего пика. Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
С3 Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни деятельности окружающих.
В сюжете раскрывается содержание игры – то что, воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
С4 Роль – игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Во время ваших совместных игр малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т. д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.
В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом, игра замечательно способствует развитию речи.
С5 Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваш ребёнок будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы, между прочим, напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным.
Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А вот в игре он может все.
С6 Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств. Для детей раннего возраста начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) или разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
С7 При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию.
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.
Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижения определенного результата.
На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Сначала сюжетно-ролевая игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий).
Таким образом, на этапе сюжетно - ролевой игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения и образованию игровых умений.
Практикум «Научимся играть или с каких сюжетных игр начинать?»
С9 Как правило, детям становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Начинать нужно с самого простого: показывать ребенку как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая инсценировку, коротко комментируйте свои действия.
С10 По мере того, как ребенок будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и он потихоньку начнет подключаться к игре.
Какие еще сюжеты можно разыграть с ребенком? Высказывания родителей, практический показ игровых действий родителями (2 человека). Стол кукольный с посудой, кроватку, машину на веревочке, крупный конструктор.
Внести
С куклой: например, кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть; кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку; готовим обед для куклы.
С машиной: например, зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу; везем кубики на машине, чтобы построить гараж.
С10 А теперь давайте посмотрим в какие сюжетно – ролевые игры играют наши дети видео ряд
Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. Уважаемые родители, как вы считаете какие игровые наборы помогут вам разнообразить сюжетно – ролевую игру?
куклу-пупса с комплектом принадлежностей, набор игрушечной посуды, набор игрушечных инструментов, набор доктора, парикмахера, набор игрушечной кухонной утвари, одежда и обувь для кукол, мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности, набор строителя с каской, полицейского, военного, каркасный гараж для машин, эстакады и треки.
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей:
• у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
• мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
• зайка пришел в магазин, где ваш ребенок работает продавцом • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
• строим небольшой гараж для машин.
С11 Рекомендации Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. : ребята играют в песочнице, как машина убирает снег от остановки и т,д.
Играя с ребёнком таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.
Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш ребёнок научится фантазировать вместе с вами. Уже с раннего возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить, что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.
В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.
Заключение
Важно помнить, что в этом возрасте ребенок редко играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого невозможна.