Получи документы

Родительское собрание «Страхи — это серьёзно!»

Наталья Альбертовна Самойлова
Родительское собрание «Страхи — это серьёзно!»

Родительское собрание:

«Страхи — это серьёзно!»

Цель: знакомство родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста и некоторыми приемами борьбы со страхами.

Ход собрания:

Публикация «Родительское собрание „Страхи — это серьёзно!“» размещена в разделах

«Я боюсь!» всем родителям когда-нибудь приходилось слышать это от своего ребенка. Кто-то боится делать прививки, кто-то не засыпает при выключенном свете, кто-то обходит стороной собак. Страх это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Естественно, малыш чувствует себя неуютно в новом, незнакомом мире. И взрослые сначала, казалось бы, понимают это… Но ребенок подрастает и частенько слышит от родителей: «Как не стыдно бояться, ты уже большой!». А у ребенка остается прежний страх и добавляется новый боязнь сказать об этом непонимающим родителям…

Ребенок растет, и часто его страхи растут вместе с ним. Конечно, нет худа без добра. Боязливый ребенок не полезет купаться в речку, не будет лазить на деревья (и, соответственно, падать с них, не пойдет гулять на незнакомую улицу… Но, тем не менее, страхи серьезно мешают жить маленькому человечку, заставляют сомневаться в собственной полноценности, порождают далеко идущую неуверенность в себе.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возрастные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Причины возникновения страхов:

1. Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно. (Мама, которая боится собаки или грома, бессознательно, не отдавая себе отчёта, передаёт страх своему ребёнку. Ребёнок, подражая маме в поведении, со временем испытывает те же опасения, которые возникают в таких случаях. Очень часто такому ребёнку достаточно увидеть, что мама встревожена, как он тоже начинает беспокоиться. Дети моментально считывают с лиц взрослых эмоции, которыми тут же и заражаются. Постарайтесь не демонстрировать ребенку свой страх или явный испуг. Подражание - это естественный процесс, при котором ребёнок перенимает многие страхи взрослых, в частности матери. Это страх приобретённый, а может быть врождённым, если мама во время беременности перенесла сильный эмоциональный стресс.)

2. Тревожность в общении с ребенком. (Очень распространена передача страхов ребенку от излишне чувствительной и тревожной матери, которая в повседневном общении выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей (заставляет принимать лекарство без нужды, вызывает врача, чрезмерно пугается при малейшем ушибе и т. д.). Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних опасений, тревожных предчувствий и тревог.

3. Чрезмерное оберегание от опасности. (Как ни странно, часто страхи возникают у детей, которых в семье сильно опекают. В этом случае он ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему полным опасностей. Узнать по-настоящему окружающий мир ему не дают родители, и ребенку остается только фантазировать о нем. Он и фантазирует… Это и Змей Горыныч за углом дома, и страшилище, которое ходит за ним по пятам, и черная рука в темной комнате.) Не надо чрезмерно опекать ребенка, все время подчеркивая его беспомощность. Это только способствует возникновению страхов.

4. Большое количество запретов. (Излишняя строгость родителей. Здесь скорее важна следующая закономерность чем больше запрещает мать дочери, а отец сыну, тем больше вероятность возникновения страхов, т. е. возникновение страхов у ребенка зависит от характера общения с родителем своего пола. Наоборот, если в семье принята вседозволенность для ребенка со стороны родителя другого пола, то страхов больше, когда мать идет во всем навстречу сыну, а отец дочери.)

5. Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых. (Очень часто страхи у детей могут возникнуть из-за мимолетных реплик родителей, которые, не задумываясь и не предполагая когда-нибудь выполнить свою угрозу, говорят: «Если не будешь слушаться, отдадим тебя Бабе Яге с мешком», «Если не перестанешь капризничать, я уеду и больше не вернусь», «Если не ляжешь спать, сделаю укол». Подобный репертуар родительских угроз особенно действует на возникновение страхов у детей младшего дошкольного возраста, когда дети не представляют себя без матери, верят в реальность сказочных персонажей. У старших дошкольников другие проблемы… Очень часто примерно в шестилетнем возрасте дети испытывают страх смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по страшным снам, боязни нападения, огня, пожара, боязни заболеть (чаще у девочек, боязни стихии (чаще у мальчиков). В этом возрасте дети часто боятся змей (ведь укус смертелен, очень болезненно переносят хирургические операции, а также болезни и смерть даже не очень знакомых людей. Можно сказать, что все дети переживают страх умереть в той или иной степени. Страсть в «страшилкам», «ужастикам» также закономерна, ведь именно таким способом дети учатся преодолевать свой страх умереть. Как правило, к восьми годам страх смерти уже не вызывает такого беспокойства, как раньше, и заметен лишь у особо эмоционально чувствительных детей. А обычно в 8 лет дети боятся не столько своей смерти, сколько смерти родителей.

6. Психологическая травма: испуг, шок. (Такие эпизоды, как укус собаки или падение с горки травмирует не только физически. Но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.

7. Конфликты в семье. Причем, часто родители об этом даже не подозревают, поскольку дети не высказывают никакого беспокойства. Может казаться, что их совершенно не волнуют ссоры родителей. Те могут кричать, ругаться, а ребенок спокойно играет в своем уголке. Вот только потом почему-то начинает заикаться, писать в постель, бояться одиночества, привидений и пр. На самом деле ребенок ощущает свою неспособность повлиять на поведение родителей, на их конфликты, и его беспокойство по этому поводу перерастает в страхи. Эмоциональная чувствительность к семейным конфликтам больше встречается у девочек старшего дошкольного возраста. На мальчиков же очень влияет отсутствие отца (при разводе, неполной семье и т. п., т. к. он лишен возможности ролевой идентификации с отцом (представителем своего пола, что делает мальчика неуверенным в общении со сверстниками своего пола, а это, в свою очередь, сказывается на увеличении страхов.

Но как сделать так, чтобы страх не принял невротического течения? Что нужно делать, что бы сгладить проявления детских страхов?

• Страх можно попробовать с ребенком нарисовать. Обычно дети откликаются на просьбу нарисовать то, чего бояться. А далее вместе с ребенком можно нарисованного монстра разорвать, можно пририсовать ему несколько деталей, которые сделают «из страшилища посмешище», а можно вместе придумать, а затем и нарисовать, то, что поможет с этим страхом справится, выдумать способ страх побороть.

• Можно читать придуманные вами или уже написанные кем-то сказки. Пусть некий положительный герой встретиться с тем, чего боится ваш ребенок. А затем возможно множество вариаций: со страхом можно подружиться, можно начать страху помогать, а можно помогать кому-то третьему освободиться от этого страха. В любом случае, сказка не навредит. Но не стоит увлекаться «страшилками». Они подходят для более старшего возраста, а ребенка – дошкольника могут испугать еще сильней.

• Можно с ребенком играть. Можно поиграть в персонажей, которых боится ребенок. Если роль страшного персонажа выполняет взрослый, то обязательно ему следует быть добрым (волк, Баба Яга и др., если ребенок – то он может кричать, рычать и нападать на взрослого, тем самым выплескивая свое напряжение. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам или морякам помогает побороть страх. Для снятия торможения и скованности, спутников страха, очень полезны шумные, подвижные игры, например «Пятнашки». Игры в жмурки и в прятки помогают преодолеть страхи темноты и одиночества. Играя с ребенком в больницу, предоставив ему сначала роль врача, а затем уже пациента, вы поможете ему справиться с боязнью врачей и уколов. (Не потому ли мальчики чаще бояться медицинских процедур, что реже играют в больницу)

• Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

• Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

• Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

• Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

• В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Одним словом, страхи это серьезно! И родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком, как это частенько происходит (особенно, со стороны отцов). Ребенок в таком случае замыкается в себе и перестает доверять взрослым. А помочь детям родители могут, например, рассказав им о своих детских страхах и, главное, о том, как они с ними справились. Можно и самим придумать хороший (лучше смешной) конец. Родительский авторитет от этого не уменьшится, наоборот, скорее родители сблизятся с ребенком.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Родительское собрание «Что такое логопункт?» Родительское собрание «Что такое логопункт? 1 слайд Здравствуйте уважаемые Родители, меня зовут Наталья Алексеевна. Я являюсь учителем-логопедом.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Игра — это серьёзно» (форма проведения КВН)Родительское собрание «Игра — это серьёзно» (форма проведения КВН) Подготовка к собранию: 1. Подготовка карточек с домашними заданиями. 2. Оформление красочных приглашений для каждого родителя. 3. Проведение.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз!»Родительское собрание «О здоровье всерьёз!» Родительское собрание во второй младшей группе «О здоровье — всерьёз!»Форма проведения: Круглый стол Цель: способствовать воспитанию потребности.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Родительское собрание «Ребёнок и компьютер»Родительское собрание «Ребёнок и компьютер» (форма проведения — презентация) Цель: Информировать родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером Задачи родительского собрания:.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ " ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЕ" Здраствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей уютной группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Страхи — это серьёзно!»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 15:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД