Родительское собрание в форме деловой игры «Стили семейного воспитания»

Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Родительское собрание в форме деловой игры «Стили семейного воспитания»

Родительское собрание в форме деловой игры «Стили семейного воспитания»

Родительское собрание в форме деловой игры

Тема: «Стили семейного воспитания»

14 декабря 2017г. в Филиале МАДОУ №2 «Родничок» - детский сад №27 «Звездочка» г. Серов состоялся семинар – практикум для родителей «Стили семейного воспитания». Семинар подготовили и провели педагог - психолог Зырянова Анжела Сергеевна и воспитатель Шустова Марина Николаевна. Активное участие приняли родители, они с удовольствием обыгрывали игровые ситуации, отвечали на вопросы, предложенные тесты. В интересной форме были рассмотрены типы воспитания, которых следует избегать. После проведения семинара родителям (законным представителям) были розданы памятки от «лица» детей о правильном воспитании.

Задачи:

1. Предоставить возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.

2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Ход собрания

Родители заходят в зал. Проводится анкетирование родителей (приложение 1)

Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

Тема сегодняшней встречи: Стили семейного воспитания. И начать предлагаем с просмотра притчи о воспитании.

Притча. Видео фрагмент.

- Всё в ваших руках! Именно от родителей зависит каким станет ребёнок в будущем: добрым или злым, склочным или терпеливым, любящим или равнодушным. В семье закладываются основы личности ребенка.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске нарисована чаша)

- Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)

- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток) поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество «помещают» сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

А сейчас, уважаемые родители, для вас упражнение «Ассоциации». Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

- Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждый сам решает, что для него значит семья, так же, как и каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не задумываются по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. В общем, как получится. А как же получается? С помощью теста, на вопросы которого вы уже ответили в начале собрания, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа вам нужно было выбрать самый для вас предпочтительный.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»

Предлагаем разобрать основные стили родительского поведения, черты характера ребенка, определяемые стилем родительского поведения.

Стили родительского поведения:

1. Авторитарный:

Высокий уровень контроля; Неукоснительное выполнение родительских требований; Отношения холодные, отстранённые.

2. Демократичный:

Высокий уровень контроля; Признание и поощрение растущий автономии своих детей; Отношения тёплые.

3. Либеральный:

Низкий уровень контроля; Отношения тёплые; Открыты для общения.

4. Индифферентный:

Низкий уровень контроля; Холодные отношения; Закрыты для общения.

Если Вы авторитарный родитель:

Девиз: «Дисциплина и порядок!»

Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой очень неуютно под вашим контролем.

Если Вы либеральный родитель:

Девиз: «Вседозволенность и отсутствие дисциплины»

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Если Вы демократичный родитель:

Девиз: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Если Вы индифферентный родитель:

Девиз: «Живи как можешь, как умеешь, как хочешь»

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Черты характера ребёнка определяемые стилем родительского поведения:

1. Авторитарный:

Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны.

2. Демократичный:

Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль.

3. Либеральный:

Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны.

4. Индифферентный:

Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению.

Как правило, в современных семьях преобладает либо авторитарный, либо демократический стиль отношений.

Сейчас предлагаем рассмотреть типы воспитания, которых следует избегать:

1. «Кумир семьи».

2. «Гиперопека» постоянная опека

3. «Гипоопека» воспитание от случая к случаю

4. «По типу Золушки».

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

1. Я вам предлагаю разыграть ситуацию по ролям и постараться определить, что за стиль воспитания и его влияние на развитие ребенка.

Ситуация: Улица. Встреча двух приятельниц Светланы и Елены. С Еленой 5-летняя дочь Таня. Приятельницы разговаривают. Светлана и Таня общаются. Мама с умиление смотрит на дочь и кивает каждому ее слову.

Т – (восхищенно) Тетя Света, смотрите какая у меня прическа – целых 30 косичек. Я самая лучшая девочка в мире.

С – (удивленно) Самая лучшая в мире… А кто тебе такое сказал?

Т – Мама и папа.

С – А что значит самая лучшая?

Т – (с недоумением) Это значит, что я самая красивая, самая веселая, самая умная, самая – самая… Разве вы не знали? (с огорчением смотрит на маму)

Е – Танечка, не расстраивайся. Ты у нас самая лучшая, ты наш ангел.

Т – (требовательно) Мама, я хочу домой. Мне надоело здесь стоять.

Е – (к Светлане) Ладно, Света, поговорим в следующий раз.

Елена с Таней уходят.

Ответы родителей.

- Какой тип воспитания был представлен? Ответы родителей. Да, вы правы данный стиль воспитания ребенок – кумир семьи. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Педагог обобщает и дополняет сказанное.

2. Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент Ералаш «Вот это внук».

Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.

- Правильно. Это стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля? Ответы родителей. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? После ответов родителей педагог обобщает и дополняет сказанное.

3. Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев фрагмент русской народной сказки «Колобок».

Какой стиль воспитания вы видите? Воспитание от случая к случаю. Ответы родителей. А что характерно для данного стиля? Ответы родителей. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? После ответов родителей педагог обобщает и дополняет сказанное.

4. Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.

Я слушала традиционный запрос: он ленится, часто болеет, совершенно несамостоятельный и ничего не хочет.

— А что значит, что он «ленится»?— спрашиваю я, глядя на него с сочувствием.

— Ну, приходит с музыки, я ему: «Садись заниматься!», а он ходит все, слоняется по квартире. И так может полчаса ходить, за тетрадки его не усадишь!

— Интересно, а какое у него расписание? Из чего вообще состоит его день?

— Ну, как обычно, как у всех детей. С садик, потом музыкальная школа, потом еще дома готовимся к школе. Еще у нас два раза в неделю плавание и два раза английский.

— А есть ли у него свободное время? И чем он занят тогда?

— Да чем занят, все играет в игрушки, как маленький!

— Как часто ты можешь позаниматься тем, что тебе просто хочется? — спрашиваю его, пока он тревожно болтает ногами, сидя на стуле.

— Да иногда, но, в общем, времени на это совсем нет.

— А что из того, что ты делаешь, тебе нравится? Музыкальная школа? Плавание? Английский?

— Музыкалку не люблю совсем, английский — так себе, плавание тоже не нравится.

— Вот видите!— Его мама торжествующе смотрит на меня, как будто то, что он сказал, подтверждает ее версию. — Ничего не хочет, ничего ему не нравится!

- Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье? Ответы родителей. После ответов родителей педагог обобщает и дополняет сказано. Воспитание повышенная моральная ответственность.

5. Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания. Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».

Как можно определить отношение мачехи к своей падчерице? Какие особенности вы заметили? Ответы родителей. После ответов родителей педагог обобщает и дополняет сказанное. Итак, этот стиль так и называется воспитание по типу Золушки.

Вот и подошло к концу наше собрание. Мы сегодня рассмотрели стили семейного воспитания.

Рефлексия:

• Что полезного вы почерпнули для себя сегодня?

• Что было самым неожиданным?

• Какие пожелания возникли в ходе сегодняшнего собрания?

Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой: «Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же. Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку, и родителям.

Дорогие родители, мы предлагаем воспользоваться некоторыми советами, которые могут помочь вам в воспитании своих детей. (Памятки для родителей)

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

приложение 1

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» [/b]

Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?

А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?

А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;

В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.

3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;

В) порадуетесь;

4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не

принято;

В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?

А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;

В) займетесь своими делами.

6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попытаетесь сами быстренько его одеть.

7. Какова ваша стратегия воспитания?

А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати

В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?

А) заставите его выполнить ваше поручение;

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

В) расстроюсь.

Обработка результатов

Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.

А – авторитарный

Б – демократичный

В – либеральный

Публикации по теме:

Педагогический совет в форме деловой игры «Спорт и мы» Форма проведения: Круглый стол. Время проведения октябрь. ЦЕЛЬ:уточнить знания педагогов о различных видах спорта. Активно принимать участие.

Педсовет в форме деловой игры «Сюжетно-ролевая игра» Форма проведения: Деловая игра. Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования.

Развивающие игры ТРИЗ. Родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») Цель: дать родителям.

Родительское собрание в форме игрового практикума «Развиваем пальчики, или Игры с кинетическим песком» Форма проведения: мастер-класс Цель: познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного.

Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Тема собрания: «С чего начинается Родина?» Цель:• привлечь родителей к обсуждению.

Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» О работе логопеда с родителями Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Итоговое родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»Итоговое родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на итоговом собрании.

Родительское собрание в форме игры-конкурса «В каждой семье свои традиции» Цель собрания: Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать.

Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка» Семинар – практикум с педагогами «Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенкака» Главным институтом воспитания.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Родительское собрание в форме деловой игры «Стили семейного воспитания»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 09:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...
Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...