Наталья Юшкина
Родительское собрание в нетрадиционной форме «посиделки» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Посиделки» в подготовительной группе.
Подготовила : воспитатель 1 категории Юшкина Н. Ю. СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии № 1 г. Похвистнево
Тема: «Приобщение детей к народным традициям».
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в нетрадиционной форме „посиделки“ в подготовительной группе,» размещена в разделах
- расширять знания родителей о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки)
- знакомить родителей с народными играми, обрядами, праздниками, привлечь к участию в них (пословицы, поговорки, загадки)
- повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.
Предварительная работа к собранию :
1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
2. Выставка детских работ по темам «Синяя Гжель», «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», «Русский перепляс»
3. Разучивание русских народных игр, песен, хороводов, закличек.
4. Чтение и пересказ русских народных сказок, их обыгрывание
5. Досуг «Посиделки».
Ход собрания:
Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести? Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиций выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.
С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового семейного воспитания.
Загадки выполняют две основные функции: во первых, развивают догадливость, сообразительность, сметливость, а во вторых, открывают поэтическую сторону в предметах и явлениях.
Таким образом, древнерусские традиции, воспитывают поколения русских людей, передавая накопленную веками мудрость.
После сообщения воспитатель предлагает родителям привести примеры из собственного опыта, какие они используют народные средства в воспитании детей.
Вспоминаем поговорки, пословицы, загадки, потешки, народные песни. Родители рассказывают в каких ситуациях используют народные средства.
Воспитатель: Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками, пословицами, поговорками. Часто такие праздники проводились в виде посиделок. И сегодня, уважаемые родители, мы вас приглашаем на посиделки, которые приобщают детей к народным традициям.
Сценарий досуга «Посиделки».
Зал оформлен в русском народном стиле
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние дни коротали вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки – бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было, то песню запоют, т шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод – совсем весело станет. Много интересного вы сегодня увидите на наших посиделках.
(Раздается стук в дверь, входит Потешница, несет на подносе с рушником хлеб да соль)
Потешница. Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, детушки малые!
Пришла я вас позабавить, да потешить,
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Мне начать досталась роль,
Принесла я хлеб да соль.
Жива традиция, жива
От поколения старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из моих рук и хлеб и соль.
Звучит р. н. п. «Калинка». Потешница подходит к центральному столу и ставит на стол хлеб-соль
Ведущий. На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли садились
Иль под ясный небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод
Потешница. Отдых этот не безделки
Время игр и новостей
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей
Ведущий. Эй, девченочки-подружки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, ребята-молодцы
Озорные удальцы
В пляску дружно становитесь
В пляске крепко подружитесь
Пляска «Давайте, познакомимся!»
Ведущий. Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили о них: «маленький да удаленький». Русский народ подсмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Песня «Антошка». Разыгрывается сценка: мальчик с большой ложкой сидит на скамеечке, дети стоят вокруг него.
Антошка. Где баранки, калачи?
1 ребенок. Не колода, лодырь, а пень
Пролежал целый день
2 ребенок. Не жнет, не косит,
А обедать просит.
3 ребенок. Антошка, иди молотить
Антошка. Живот болит
1 ребенок. Антошка, иди молотить
Антошка. Спина болит
2 ребенок. Антошка, иди мед пить!
Антошка. Где моя большая ложка!
Дети (хором). Хочешь есть калачи
Не сиди на печи
Потешница. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении? (Дети встают и с места говорят пословицы и поговорки)
Выходят мальчик и девочка. Девочка садится за стол и шьет сарафан, а мальчик садится на скамейку, берет топорик и тешет колышек
Девочка. Иголка, иголка,
Ты тонкая и колкая
Не коли мне пальчик,
Шей мне сарафанчик
Мальчик. Я на камушке сижу
Да топор в руках держу
Я всё колышки тешу
Огород свой горожу
Да капусту посажу
Сажу беленькую. Да кочаненькую
Мальчик показывает готовую деревянную ложку, как будто только что сделанную и говорит:
Мальчик. Вот они какие
Звонкие, резные
Ложки расписные
От зари и до зари
Играют наши ложкари
Дети исполняют песню. Мальчики на вступление выходят в центр зала, играют в ложки, поют и озвучивают песню. Девочки поют и танцуют
Потешница. У кого там хмурый вид
Слышишь, музыка звучит?
Будем кругом мы ходить
Хоровод сейчас водить
Дети исполняют хоровод «На горе-то калина…»
Ведущий. А мы тоже не отстали
В хоровод все дружно встали
Эй, сыпь веселей
Не жалей лаптей!
Дети водят хоровод «Плетень»
Потешница. Эй, деченки хохотушки
Не пора ли спеть частушки
А к мальчишкам тоже станут
От девчонок не отстанут
Дети выходят исполнять частушки
Девочки. Если б не было воды
Не было б и кружки
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки?
Мальчики. Вы хотите нас послушать?
Запоем мы громко
Затыкайте ваши уши
Огород свой горожу
Да капусту посажу
Сажу беленькую
Да кочаненькую
Мальчик показывает готовую деревянную ложку, как будто только что сделанную и говорит:
Мальчик. Вот они какие
Звонкие, резные
Ложки расписные
От зари и до зари
Играют наши ложкари
Дети исполняют песню. Мальчики на вступление выходят в центр зала, играют в ложки, поют и озвучивают песню. Девочки поют и танцуют
Потешница. У кого там хмурый вид
Слышишь, музыка звучит?
Будем кругом мы ходить
Хоровод сейчас водить
Дети исполняют хоровод «На горе-то калина…»
Ведущий. А мы тоже не отстали
В хоровод все дружно встали
Эй, сыпь веселей
Не жалей лаптей!
Дети водят хоровод «Плетень»
Потешница. Эй, деченки хохотушки
Не пора ли спеть частушки
А к мальчишкам тоже станут
От девчонок не отстанут
Дети выходят исполнять частушки
Девочки. Если б не было воды
Не было б и кружки
Если б не было девчат,кто бы пел частушки?
Мальчики. Вы хотите нас послушать?
Запоем мы громко
Затыкайте ваши уши
Лопнут перепонки!
Девочки. Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася
Как гармошка заиграла
Я не удержалася
Мальчики. Я мальчишка складненький
Тонкая фигурочка
Неужели не полюбит
Никакая Шурочка
Девочки. Чаек пила самоварничала
Всю посуду перебила
Накухарничала
Мальчики. Всю неделю не пилось
Не пилось, не елось.
В этом зале спеть частушки
Очень захотелось
Все (вместе). Хорошо частушки пели
Хорошо и окали
Мы бы очень все хотели
Чтоб вы нам похлопали!
Ведущий. А вы, красны девицы
А вы, добры молодцы
Не хотите ли сплясать
Про весну нам рассказать?
Хороводная игра-песня «Здравствуй Весна!»
Потешница. За вами пляски да веселье
Ждет вас вкусное угощенье
Явись сюда красна девицас блинами русскими
Девочка. А блинов не напекли, молока не принесли
Звучит музыка, входит дет Ерофей (мальчик с коровой)
Потешница. Смотрите, это же дед Ерофей из нашей деревни
Дед Ерофей. На рынке корову
Старик продавал
Никто за корову
Цены не давал
Хоть многим был
Коровенка нужна
Да видно не нравилась
Людям она
Ведущий. Нам дедушка срочно корова нужна!
Дет Ерофей. А зачем она вам?
Ведущий. Нам нужно молоко для блинов
Дед Ерофей. Коли повеселите нас с Зорькой – пожалую вам молока
Ведущий. Дорогая наша Потешница, срочно выручайте, веселую игру затевайте
Потешница. Это вовсе не проблема
Дедушка Ерофей
Мы и пели и плясали
А играть и вправду еще не играли
Собирайся, детвора
Ждет вас развеселая игра
А поиграем мы в игру «Муравейник»
Дети играют в игру
Дед Ерофей (справшивает у коровы) Ну, что Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась, только еще поиграть хочет.
Потешница. Будет вам и другая игра
Молодцев, парней, ребят
Вызываем на канат
10 справа, 10 слева
Только мускулы трещат
Игра «перетяни канат»
Дед Ерофей. Вот так силачи! И эта игра нам с Зорькой понравилась.
Потешница. А сейчас мы вас с Зорькой позабавим старинной русской игрой «Горелки»
Игра «Горелки». После игры дед Ерофей выносит крынку молока
Дед Ерофей. Вот вам крынка молока, а мне дайте вкусного блинка.
Выходят девочки с блинами, угощают деда Ерофея. Дети поют песню про блины.
Дед Ерофей. Ох, и вкусны блинки, запить бы чем их…
Выбегает мальчик-самовар, дети обращаются к нему.
1 ребенок. Самовар, самовар, старый медный самовар
2 ребенок. Может стал ты слишком стар?
3 ребенок. Иль ты болен? У тебя быть может жар?
4 ребенок. Все стоишь, да пыхтишь,все никак не закипишь!
Самовар. Что вы, что вы, как не стыдно
Дети слушать мне обидно
Как сейчас разозлюсь
Как сейчас раскипячусь
Все во мне уже клокочет
Все кипит. Кто чаю хочет?
Наливай, получай самый
Вкусный свежий чай
За столы скорей садись
Чаем сладким угостись
Ведущий. Дорогие гости, милые детушки, давайте и мы отведаем вкусного чая с блинами.