Приложение МААМ

Родительское собрание «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей» (2 фото)

Светлана Богомазова
Родительское собрание «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

План

1. Из истории оригами.

2. Задачи оригами в развитии ребенка.

3. Достижения детей старшей группы в овладении искусством оригами.

4. Знакомство родителей с наглядным материалом (папка передвижка «Условные обозначения в оригами», «Базовые формы оригами») и с искусством оригами.

5. Пальчиковая гимнастика (проведение игр с родителями).

Родительское собрание «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

Дорогие взрослые!

Публикация «Родительское собрание „Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей“» размещена в разделах

Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?

Наверное почти все! Однако мало кто из вас знал тогда, что эти фигурки называются оригами! Слово это пришло к нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага звучат одинаково – КАМИ. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры.

Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мирровой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков «оригамную азбуку», международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить. Искусство оригами находит применение в образовательных целях, элементы складывания оригами применяются в космических технологиях.

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. Ученые, которые

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Общие правила при обучении технике оригами:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Для занятий оригами с детьми идеально подойдет тонкая белая бумага формата А4. Кроме нее обязательно понадобятся еще и ножницы, а в ряде случаев – клей для бумаги (канцелярский или ПВА). Бумага не обязательно должна быть белой – складывать фигурки из цветной бумаги детям намного интереснее, хотя для родителей этот вариант предполагает увеличение затрат на материалы для творчества. Но если для аппликации подойдет любая цветная бумага, то для оригами годится только двусторонняя, иначе готовые бумажные игрушки будут выглядеть не вполне эстетично.

Для занятий с детьми дома можно использовать следующую литературу:

1. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги», «Оригами. Зоопарк в кармане», «Оригами. Собаки и коты», «Цветущий сад оригами»

3. Коротеев И. А. «Оригами для малышей»

4. Сержантова Т. Б. «365 моделей оригами»

5. Соколова С. В. «Сказки из бумаги»

6. Приложение к журналу «Оригами». «Русские народные сказки»

7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр»

Знакомство родителей с искусством – оригами.

Цель: Показать основные базовые формы, приемы и способы действия с бумагой.

Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо с ребенком отработать самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь учим аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Перед началом работы необходимо подготовить руки к работе, разогреть их. Пальчиковая гимнастика (Родители вместе с воспитателем выполняют действия).

Рассмотрим базовые формы: треугольник, книжка, воздушный змей, дверь, конверт, двойной треугольник, катамаран.

Фигурки гуся, ослика, лисички сделаны на основе базовой формы «воздушный змей», а фигурки бабочки, лягушки, елочки на основе другой базовой формы – «треугольник» и т. д.

Фото «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

Попробуем сделать сразу несколько поделок. Посмотрите, какие забавные зверушки прибыли к нам. Что общего во всех этих поделках? Правильно, туловище у всех этих животных сделано из базовой формы «воздушный змей». Головы же у зверушек разные.

Работаем с пооперационными картами. Делаем туловище, используя базовую форму «воздушный змей».

Задаем вопросы.

1. Какой формы надо взять лист бумаги? Правильно, необходимо взять лист квадратной формы.

2. Что надо сделать на первом этапе? (Родители воспроизводят последовательность изготовления фигурки в соответствии с пооперационной картой.) Сначала необходимо сложить квадрат по диагонали. Затем развернуть его и две прилегающие одна к другой стороны квадрата согнуть к диагонали, нижний угол отогнуть назад. Вот получилось туловище. Решайте, кто какую игрушку будет делать, берите нужную пооперационную карту и приступайте к работе. (Родители по пооперационным картам делают игрушки.)

3. В какой русской народной сказке живут эти звери? Конечно, в сказке «Теремок». Сложив из бумаги поделки животных, вы вместе с детьми можете рассказывать знакомые сказки.

Таким образом, используя увлекательные занятия оригами, мы помогаем развить пространственное мышление, фантазию и воображение. Пусть даже самая простая, но сделанная собственными руками вещица, принесет вашему ребенку больше радости и пользы, чем дорогая игрушка, купленная в магазине.

Для развития у детей мелкой моторики, для снятия мышечной усталости можно использовать пальчиковые игры:

русские народные:

1.«Утречко»;

2.«Братцы»;

3.«Гости»;

4.«На блины»;

5.«У бабы Фроси»;

6.«На постой» и др.

современные игры:

1.«Дождик», стихи Б. Заходера;

2.«Замок»;

3.«Апельсин»;

4.«Сороконожка», М. Пинская и др.

Волшебная страна игрушек ждет всех, у кого пытливый ум и умелые руки!

Развевайте своего ребенка! Творите с ним необыкновенные поделки! И пусть Вам это принесет большую радость!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Чем больше мастерства, тем умнее ребенок» Практические советы по обучению изготовления поделок из бумаги в технике оригами Цель: Привлечение родителей к помощи изготовления поделок.

Оригами-своими руками Художественно-эстетическое развитие. Семинар-практикум:"Оригами, как один из методов повышения качества подготовки детей к школе". Мастер-класс:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 16:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Богомазова (УИ 189395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД