Лучший педагог года

Родительское собрания в старшей группе «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»

Елена матросова
Родительское собрания в старшей группе «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»

Конспект родительское собрание в старшей группе

«Обучение дошкольников правилам поведения за столом»

Форма проведения: круглый стол

Цель: ознакомить родителей с системой работы в дошкольном учреждении по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды.

План проведения

1. Выступление воспитателя.

Публикация «Родительское собрания в старшей группе „Обучение дошкольников правилам поведения за столом“» размещена в разделах

2. Просмотр занятия в старшей группе.

3. Выступление психолога.

4. Игра «Приятного аппетита».

5. Чаепитие взрослых и детей.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Подготовительный этап

1. Подготовить к собранию необходимые материалы:

столовые приборы и предметы для сервировки стола;

головоломки и ребусы по теме;

карточки с буквами.

2. Подготовить материалы к выставке литературы по теме; сказки, сочинённые родителями и проиллюстрированные детьми и т. д.

3. Провести анкетирование родителей (приложение А) ; оформить текст проблемных ситуаций (приложение Б); составить памятку (приложение В).

4. Дать родителям и детям домашнее задание: родители сочиняют сказку по теме, а дети иллюстрируют её.

5. Приготовление каждой семьёй угощение для чаепития.

6. Изготовление подделок детьми.

Вступительная часть собрания

1. Приветствие.

Воспитатель: Прежде чем мы начнем наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте!

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

Здравствуй, Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2. Разминка.

Воспитатель: Проведем небольшую разминку.

Упражнение «Вопрос ответ».

Родители встают в круг, у воспитателя в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч родителю. Тот, поймав мяч должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д. Например, «Какое у вас настроение?» «Хорошее». «Что вы ждете от сегодняшнего дня?»

3. Выступление воспитателя.

Воспитатель: Уважаемые родители, как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки и какую роль в их формировании играет пример семьи? (Родители высказывают свое мнение, приводят конкретные примеры поведения в различных ситуациях).

Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребенка влияют не только общепринятые формы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.

Сегодня мы поговорим об этикете, в частности об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение.

Обращали ли вы внимание на то как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные знания стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.

Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребенок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.

Мы проанализировали ваши анкеты, выделили наиболее сложные для многих родителей проблемы, и разработали практические рекомендации, которые вы получите по окончании собрания.

Просмотр игры «Наш помощникэтикет» (приложение Г)

Выступление психолога и решение проблемных ситуаций.

Психолог: Всем известно пожелание «Приятного аппетита!». Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка- все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.

Ребенок учится общаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом :

есть и пить надо - (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи;

не склоняться низко - (над тарелкой, лишь слегка наклонить - (голову);

на столе лежат только кисти рук, локти на стол - (не ставим);

обе руки либо свободны, либо - (заняты) : нож в правой руке – вилка -(в левой);

если вилка или ложка в правой руке, то левая - (придерживает тарелку)

за столом нельзя говорить - (громко или с полным ртом);

упавшую на пол полотняную салфетку - (поднимаем сами) и не меняем на другую;

бумажные салфетки меняем - (по мере надобности и при новом блюде)

не спешим в еде, но и не сидим - (долго) за одним блюдом;

всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами - («Спасибо, очень вкусно!»)

Мы часто говорим детям: «Когда я ем, я глух и нем». Всегда ли это правильно? Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидя за столом и сосредоточено пережевывают пищу.

Уважаемые родители! Неужели вы ведете себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила застольной беседы :

- нельзя разговаривать, если во рту еда;

- надо уметь слушать, не перебивать других.

Далее проводится обсуждение проблемных ситуаций поведения взрослых и детей во время еды. (приложение Б).

Игра «Приятного аппетита»

Игру проводит воспитатель.

Вариант1. Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания «Скатерть-самообслужка». (Рак, кекс, лук, батон, масло, сок)

Вариант2. Составить из букв, входящих в слова, названия блюд и продуктов питания. (Картошка, антрекот, бутерброд, простокваша, студень, осетрина.)

Победители получают призы, выполненные руками детей.

Подведение итогов собрания

Принимается решение собрания. По окончании собрания родителям вручают памятки и приглашают вместе с детьми на чаепитие.

Приложение А.

Анкета

Подчеркните нужные ответы.

1. Как Вы, считаете, умеет ли ваш ребенок правильно вести себя за столом?

а) да

б) не всегда

в) не умеет

2. Есть у вашего ребенка постоянное место за обеденным столом?

а) да

б) нет

3. Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов?

а) Да

б) Нет

в) семья собирается вместе только по праздникам

4. Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелкой для первого блюда, тарелкой для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).

5. Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды?

а) часто

б) иногда

в) никогда

6. Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом?

а) часто

б) иногда

в) никогда

7. Кому из близких он задает такие вопросы?

8. Есть ли дома книги по вопросам этикета?

а) да

б) нет

Укажите, пожалуйста, какие___

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение Б.

Проблемные ситуации

Ситуация 1. Оле три года. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля!» сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же! Сама напачкала сама и за собой и убирай!»

Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.

Какой по Вашему мнению, должна быть реакция на поведение Оли? (Примерный ответ. Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребенка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно, вопрос «Что же нам теперь делать?», обращенный к ребенку вызвал бы у него желание исправить ситуацию. Если бы девочка этого не сделала, мать могла бы проявить твердость: дать дочери тряпку и, направляя ее руку, вытереть стол. Если бы ребенок начал сопротивляться, можно было попросить выйти его из-за стола)

Ситуация 2. Сергей, придя с улицы, сел за стол.

«Что за манера являться к обеду в таком виде? Строго спросила мать шестилетнего сына. Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы! Ты их когда-нибудь причёсываешь?» Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: «К чему ты ещё придерёшься?»

Как вы можете объяснить поведение ребёнка и матери?

(Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок, видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упреками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она могла бы просто сказать: «Вымой руки, причешись, заправь рубашку…» когда сын приведет себя в порядок, его можно похвалить: «Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться».)

Приложение В.

Памятка для родителей.

Ребенка следует:

- кормить в строго установленное время;

- не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережевывать

пищу;

- не кормить насильно;

- не отвлекать во время еды чтением или игрой;

- не поощрять за съеденное, не угрожать и не наказывать за несъеденное.

Надо поощрять:

-желание ребенка есть самостоятельно;

- стремление участвовать в сервировке и уборке стола.

Надо приучать:

- перед едой тщательно мыть руки;

- есть только за столом;

- правильно пользоваться приборами (ложкой,вилкой,ножом);

- есть аккуратно, с закрытым ртом;

- после еды благодарить;

- убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.

Приложение Г Конспект игры «Наш помощник - этикет»

Материал: Предметы сервировки. Костюм Буратино.

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Х о д з а н я т и я

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об этикете.

Буратино: Какое красивое слово. Наверное, это что – то вкусное!

Воспитатель:Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?

Буратино: Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть… (начинает здороваться с каждым ребёнком за руку)

Воспитатель: Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех, одним словом- «Здравствуйте!».

Буратино: Здравствуйте! (Дети здороваются) Так о чем вы собирались поговорить?

Воспитатель: Об этикете.

Буратино: (обращается к детям) Что означает это слово? (Ответы детей)

Воспитатель: (Обобщает ответы) Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре на приеме у врача – везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает- желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты, Буратино, всегда ведешь себя культурно?

Буратино: Конечно! Мне лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире «Три пескаря» с лисой Алисой и котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.

Воспитатель: Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. (Зачитывает фрагмент из главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины? (Дети отвечают)

Буратино: Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась!

Воспитатель: Поможем Буратино, научим его вести себя за столом? (Дети соглашаются) Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните для чего нужен каждый предмет сервировки.

Дети накрывают на столы, называя предметы сервировки и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задаёт наводящие вопросы, например: «Для чего на столе лежит тряпочка : стол вытирать, если суп пролился?» Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают, как ею пользоваться.

Воспитатель: Теперь, Буратино, ты должен научиться правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.

Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняет, какие ошибки он допустил.

Воспитатель: Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на стол и не беспокоить соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать столовую ложку, вилку, нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите (суп, котлету, картофельное пюре, салат)

Воспитатель: Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (Дети отвечают)

Буратино: Опять все не правильно, а я так старался! Какая трудная это наука- этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!

Воспитатель: Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься их выполнять.

Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.

Приложение Д.

Литературный материал по теме «Этикет»

Что такое этикет?

Это можно,

Это – нет…

Этикет, как этикетка,

И хорошая отметка,

Но не в школьном дневнике.

У людей на языке…

Очень просто

Жить культурно:

Все прекрасно,

Что не дурно

А. Степанов

В гостях

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

С. Маршак

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей, или Как вести себя за столом» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей» или «Как вести себя за столом» Подготовила: воспитатель группы.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрания в старшей группе «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»
Опубликовано: 31 августа 2020 в 09:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД