Светлана Ковтун
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предматематическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Публикация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста, игра рассматривается не просто как один из методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.
Анализ состояния обучения математике дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и повторения знаний функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В. Н. Аванесова, О. М. Дьяченко, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.). Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру.
В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т. д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей (А. А. Агеева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.).
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
• Игра «Три шага»
Дидактические задачи : ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Ход игры. Ребенок становится на старт. Его задача, внимательно слушая взрослого, как можно быстрее достичь финиша. Водящий произносит правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
• Игра «Какой игрушки не стало?»
Дидактические задачи : закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5(10).
Ход игры. Ребенок закрывает глаза, ведущий убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева.
• Упражнение «Посмотри вокруг».
Дидактические задачи : закреплять знания геометрических фигур, развивать наблюдательность, учит находить предметы определенной формы.
Ход игры. Водящий описывает предмет. Ребенку предлагается посмотреть вокруг себя и отгадать, что задумал водящий.
• Игра «Назови пропущенное слово»
Дидактические задачи : закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра.
Ход игры. Ведущий начинает фразу, а ребенок продолжает : «Солнышко светит днем, а луна…», «Утром мы пришли в детский сад, а вернулись…», «Если вчера была пятница, то сегодня…», «Зиму сменяет весна, а весну…» и т. п.
• Игра «Так бывает или нет?»
Дидактические задачи : развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к ребенку, взрослый объясняет правила игры: «Сейчас я буду о чем-то рассказывать. В моем рассказе ты должен заметить то, чего не бывает».
Примерные рассказы:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели, стало грустно. А вот когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело».
• Игра «Палочки»
Дидактические задачи : учить детей последовательному расположению элементов разной величины.
Ход игры. 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последующая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкладываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет допущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.
• Игра «Что получилось?»
Дидактические задачи : развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.
Ход игры. «Отступи сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставь точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а ты внимательно слушай и рисуй так, как я диктую. Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево, одна вверх. Что получилось? Получился квадрат.
• Упражнение «Выполни движение»
Дидактические задачи : развивать слуховое внимание, закреплять умение различать цифры, упражнять в счете.
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.
• Игра «Повтори»
Дидактические задачи : развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета.
Ход игры. «Слушай внимательно и выполняй :
Задание № 1. Подними вверх, пожалуйста, правую руку, теперь левую, посмотри назад, в левую сторону, в правую сторону, вперед, вверх, вниз.
Задание № 2. В центре листа в клетку нарисуй квадрат. Выше квадрата нарисуй круг, ниже квадрата — треугольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуй ромб.
• Игра «Угадай-ка»
Дидактические задачи : развивать умение ориентироваться в пространстве.
Для проведения данной игры необходимы игрушки, которые есть у вашего ребенка, например, мишка, зайчик и кукла. Главное, чтобы эти игрушки были достаточно крупными и их можно было посадить и поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка нужно посадить в центре, а игрушки разместить вокруг. Далее ведущий говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребенка — угадать, какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «она сидит сбоку от тебя (или за тобой, перед тобой)». Ребенок должен назвать игрушку, которая находится в указанном месте. Затем можно поменяться с ребенком местами, расставив игрушки вокруг себя. Теперь загадывать «адрес» не сбоку, а слева или справа.
Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности. Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Рассматривая игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя считать ее универсальным методом обучения детей этого возраста. Игра должна сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.