Светлана Парыгина
Роль драматизации сказки в социально-личностном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль драматизации сказки
в социально-личностном развитии детей
Автор: Парыгина С. А., воспитатель Детского сада № 244 ОАО «РЖД»
Публикация «Роль драматизации сказки в социально-личностном развитии детей» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.» Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Следует отметить, что народные сказки выполняют ряд функций, по мнению Н. Пезешкина, для сказок характерны следующие функции:
- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);
- функция модели (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);
- функция опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);
- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);
-функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению творческих сил, фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);
- функция изменения позиции (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).
За время своей работы мною был сделан вывод, что просто рассказанные народные сказки не оставляют глубокий след в душе ребенка, следовательно, надо стремиться прожить эти сказки вместе с ребенком, задействовать его органы чувств. Для этого можно использовать рисование сказки, лепку героев или окружающего персонажа сказочного мира, воспроизведение звуков сказочного мира, драматизация.
Драматизация рассматривается как один из видов театральной деятельности детей дошкольного возраста. Драматизация может проявляться в самых разнообразных формах; как импровизация сценок по содержанию сказки, и как инсценировка; т. е. театральная постановка сказки. Драматизируя сказку, дети проигрывают сюжет, принимают на себя роли сказочных персонажей, действуют в их образах. Причем результат драматизации во многом зависит от проведенной предшествующей подготовки: разбора характеров героев сказки с воспитателем, чтения по ролям, рисования, пересказа и т. д.
Проанализировав особенности и многообразие народных сказок, были разработаны следующие рекомендации по применению сказок в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Формировать нормы поведения в обществе можно через такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волшебная щепка», «Репка»;
2. Обучать культуре общению с людьми, вежливости можно через сказки : «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Крошечка-Ховрошечка»;
3. Воспитывать любовь к Родине, к своему народу следует через сказки и былины об Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Алеши Поповиче;
4. Прививать смелость, храбрость, решительность, находчивость можно через сказки : «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Иван - крестьянский сын»;
5. Необходимо широко применять в работе со сказками иллюстративный материал, музейные экспонаты, музыкальные произведения.
6. Через сказки можно формировать творческие способности детей, приобщать их к народной культуре, развивать их личностные качества, необходимые для жизни в обществе.
В детском саду мы используем много разнообразных методов и приёмов по работе со сказкой. Для этого нами создана предметно-развивающая среда : кукольный театр, театр игрушек-самоделок, маски для драматизаций и спектаклей, банк иллюстраций к сказкам.
Таким образом, педагогический потенциал сказок огромен, их можно успешно применять в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Чтобы сказки не обидеть, надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать, их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться.
Быть добрее и скромнее, терпеливее, мудрее.
Пети, Саши, Тани, Лёши, Кати, Вани и другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки, сказки чаще "проверяйте"-
Ежедневно их читайте.