Анастасия Олеговна Кондратюк
Роль фольклорных игр в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Народный фольклор выступает одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности. Об этом говорил еще Д. Б. Эльконин. Фольклор помогает лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложений, они усваивают навыки разговорной речи. Использование различных жанров детского фольклора способствует развитию артикуляционного, голосового аппарата и слухового восприятия. Помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.
Публикация «Роль фольклорных игр в развитии речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Фольклор - это устное народное творчество. К нему относятся: сказки; былины; песни; скороговорки; поговорки; пословицы; потешки; загадки; считалки.
В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой. Слушая русские народные произведения, играя в пальчиковые игры, ребенок развивается. Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить. С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью. Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке - белобоке»). Незнакомые слова необходимо объяснять. Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»
Игра «Король»
Перед игрой будет небесполезно вспомнить разные современные профессии. А также познакомиться с теми, которые были распространены в былые времена. Можно посмотреть иллюстрации об этом или подходящие советские мультфильмы, где вполне можно почерпнуть информацию. Эта игра очень полезна для развития общего кругозора детей в плане ознакомления с окружающим, а также с историческим прошлым наших предков, с их бытом, укладом жизни, традиционными работами прошлых веков. Интересно сравнить работы прошлого и современного времени, разобрать отличия и сходства. Можно придумать предварительные инсценировки по профессиям прошлых веков и современного времени, можно пробовать рисовать людей различных профессий. Игра предоставляет огромное поле для мыслительного и речевого сотворчества детей.
Ход игры:
Один из играющих исполняет роль короля, остальные - его работники. Король занимает свое место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься. Сговорившись, подходят и говорят: «Здравствуй король!»
Король : Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король : Нужны.
Работники: Какие? (дети выразительными движениями изображают различные профессиональные действия (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачка и т. д.).
Задача короля - назвать профессию каждого. Если он сразу перечислит их правильно, работники убегают к определенному месту, назначенному ранее. Король ловит их. Пойманный становится королем, а остальные вновь сговариваются на счет работы. Если король определит показанные работы неправильно, он продолжает исполнять роль до победного конца.
Примечание. Ловить работников король может только тогда, когда они срываются с места; если не поймает никого, опять исполняет роль короля. Задача работников: придумать себе такую профессию, которую было бы трудно угадать.
Народная игра «Почта»
Ход игры:
Играющие выбирают водящего. Между ним и участниками игры завязывается диалог.
Водящий: Динь, динь, динь.
Дети: Кто там?
Водящий: Почта.
Дети: Откуда?
Водящий: Из Сергиева Посада (можно назвать любой город).
Дети: А что там делают?
Водящий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.)
Играющие изображают названные водящим действия. Кто не успел или выполнил неправильно действие, платят фант, который разыгрывается в конце игры.
Народная игра «Кузовок»
Ход игры:
Один из играющих ставит на стол корзину и говорит соседу:
Вот тебе кузовок,
Клади в него что на «ок»,
Обмолвишься - отдашь залог.
Дети по цепочке называют слова с рифмой на «ок» (я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, колобок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колпачок, гребешок). По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и кто-то один спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди называют каждому залог - выкуп, например, попрыгать по комнате на одной ножке, или в каждом из четырех углов выполнить задание - в одном постоять, в другом по плясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басню, стихотворение рассказать наизусть, загадку загадать, песенку спеть.
Народная игра «Как тебя зовут?»
Ход игры:
Участники игры, сидят на стульях, образуют круг. Водящий, дав каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети сами выбирают имя, скажем, пузырек, метла, расческа, авторучка, самосвал и т. д., начинает им задавать вопросы. Отвечая на них быстро, не задумываясь, сохраняя серьезное выражение лица играющий произносит только свое «имя» (метла, пузырек и пр.).
Например.
Водящий: Кто ошибается,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
Кто ты? (обращаясь к метле) Метла. Метла.
Водящий: А это у тебя что? (показывает на волосы играющего).
Метла. Метла.
Водящий: А это у тебя что? (показывает на руки)
Метла, метлы!
Водящий: А это? (показывает на ноги)
Метла. Метлы.
Водящий: А что ты ел сегодня утром?
Метла. Метлу.
Водящий: А на чем ты ездишь по городу?
Метла. На метле.
Водящий: А чем ты пишешь в своей тетради?
Метла. Метлой.