Таля Тербежекова
Роль хакасских народных игр в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
С древнейших времён и по сей день люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности. Нельзя не согласиться и со словами А. С. Макаренко: «игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба». Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности, происходит, прежде всего, в игре, игра составляет главное занятие ребёнка, вовлекает, интересует. Игра закаляет человека к физическим и психическому насилию, которое будет необходимо для его дальнейшей работы. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры. Она воспитывает в подрастающем поколении уважения к своим национальным корням, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручку, готовиться к трудовым условиям. Выбор наиболее полно проявляется такие особенности народного воспитания, как естественность, непрерывная непрерывность, массовость, комплектность и завершенность. По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны, доступны для ребенка. Они вызывают активную работу мысли, сопутствует расширение кругозора, уточнять представления об окружающем мире, в совершенстве всех его психических процессов. Хакасские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины веков, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные черты и традиции. Отражая быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Хакасские народные игры любимы народом и детьми. В те далекие времена для участия в играх или только посмотреть их, съезжались гости из далёких улусов из других населенных пунктах. Отличительной чертой способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни: и в ритуально-обрядовые, и в повседневные. Игры не были присущи только людям определенного возраста, они сопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте, имея свои особенности и выполняя определенные функции. Для детей наиболее важным можно признать функции их физического развития.
Публикация «Роль хакасских народных игр в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Республика Хакасия
- Хакасские народные игры
- Темочки
В настоящее время хакасские народные игры возрождаются. С раннего детства знакомим детей с историей и культурой родного края через игры и игровую деятельность. У ребёнка дошкольного возраста играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к национальной культуре своего народа, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к мало и большой Родине. На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей Республики, своего народа. История народных хакасских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Хакасские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры хакасского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения В нашем ДОУ ежегодно проводится национальный праздник Тун – Пайрам (праздник первого молока, «Алыптар кeзb» (богатырская сила, «Чир Ине» (праздник земли» на котором проводятся национальные игры соревновательного характера: перетягивание каната, игра с платком, соревнование алыпов, перетягивание палки, «Рукоборье», «Поднятие камня» и другие. Любимыми играми у детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Они широко доступны детям самого разного возраста и используются на физкультурных занятиях, досугах, утренней гимнастике, на прогулках в различных видах деятельности. Особенно любимы детьми такие игры: «Саргычах», Медведь и пень”, “Спрячь рукавицу”, «Чылгаях». Рассматривая физическое воздействие подвижной игры, именно в игре организм выполняет ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию ребёнка. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры. Социокультурная значимость в игре заключается в том, что в игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка, играя, он обретает опыт пространство – физического, эмоционального, социального благополучия. У него формируется комплекс самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации. Игра влияет на коммуникативные функции детей. Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила следующий раз уже не позовут в игру. Диагностическая функция игры способствует определению отклонений в поведении ребенка. Играя если ребенок нарушает правила и в ответственный момент выйдет из игры, это нас настораживает и заставляет пристально наблюдать, найти причину возникших отклонений и искать методы устранения. В игре ребенок сам диагностирует свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я? Игротерапевтические и коррекционные функции игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения. Развлекательная функция в играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо - эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни. Положительное значение народных подвижных игр, это включение физических упражнений и проведение занятий на их основе показали, прежде всего, активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению