Жанна Казанцева
Роль художественной литературы в формировании у детей умения решать творческие задачи выразительными средствами.
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя основной источник речевого развития детей в детском саду. Своей речью мя учим детей родному языку, общаемся с ними в течении всего дня. Поэтому педагог обязан постоянно совершенствовать владение теми речевыми навыками, которые он передает детям. Общаясь с детьми нужно правильно и четко артикулировать звуки речи. Упражняться в модулировании своим голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр голоса) для выражения чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения. Развить и совершенствовать вышеперечисленные речевые навыки, а так же найти общий язык с детьми нам поможет использование на занятиях художественных произведений. Поэтому все мои занятия по аппликации начинаются с чтения стихов, что дает возможность научить детей эмоционально говорить, задавать вопросы и отвечать на них, используя богатство речевого интонирования. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир детей, тем ярче они будут сами и продукты их творчества. При чтении художественных текстов я использую методику Школы 2100, а именно:
Публикация «Роль художественной литературы в формировании у детей умения решать творческие задачи выразительными средствами,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
-текст читается медленно и выразительно -чтение текста происходи с остановками
иногда что-то комментируется, иногда задаются вопросы детям, иногда детям предлагается что-то домыслить или угадать. Главное, чтобы остановки не затягивались и не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача помочь детям «войти» в текст. Если такая остановка произошла в середине предложения или абзаца, после ответов детей его начало надо перечитать повторно.
-во время физкультминутки предложить детям выразить свое отношение к прочитанному с помощью тестов и мимики. После прочтения с помощью вопросов я обсуждаю с детьми ситуации описанные в стихотворениях, далее провожу полный анализ предстоящий работы с подробным показом этапов, при этом проговаривая каждый этап выполнения.
в результате занятий у детей формируется целенаправленное внимание и слуховое восприятие, развивается произвольное поведение и навыки общения, память, мышление, речь. Ребята учатся организовывать свою деятельность. Знакомясь с различными видами изобразительных материалов и особенностями их обработки у детей, развивается мелкая моторика руки. Все вышеперечисленное создает основу для дальнейшего успешного обучения дошкольников в школе.
Предлагаю вашему вниманию подборку стихов, которые можно использования на занятиях по продуктивным видам деятельности
.
«Снежинки» М. Клюкова
Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках.
Висят на ресничках
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку.
Хотела немножко
Снежинки погреть
Покрепче прижала Но что с ними стало?
(Догадались)
Какая беда! Пропали снежинки
В ладошки у Нинки
Только одна вода!
(Почему растаяли снежинки)
«Снеговик» В. Лифшиц
Я, ребята. Снеговик
К снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко:
(как дети лепили снеговика)
Вместо носа тут морковка,
Уголечки вместо глаз.
Шляпой служит старый таз.
Дали в руки мне метелку
Только в этом мало толку
Мне, признаться, надоело
Одному стоять без дела
(как вы считаете, чем бы хотел заняться снеговик)
Снеговик я не простой Любопытный, озорной
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(давайте ответим на вопрос снеговика)
«Про дыню и арбуз» Бэла Белова.
Разреж-ка дыню, посмотри,
Какие семечки внутри!
Собрались посередине,
В самом центре
Спелой дыни
И всегда они так
Друг от друга ни на шаг
А в арбузе сладком.
Не видать порядка!
(Почему) (Вопрос не предполагает ответа)
Семечки арбузные
Их не перечесть
Живут совсем не дружно
Кто там сидит, кто здесь
Поучились бы у дыни
Настоящей дисциплине!
На лесной опушке» Г. Аминов.
На одной лесной опушке
(Объяснить значение слова)
Из травы торчали ушки
(Догадались, чьи)
А еще за бугорком
Проползал колючий ком
(Кто это был)
А еще у ветки клена
Вертолет летал зеленый
(Догадались, кто это)
А еще шептал мне ветер
Как прекрасно жить на свете!
(Назовите всех животных, о которых говорится в стихотворении)
«Зеленые старушки» Е. Явецкая
На болоте у опушке
Жили-были две старушки
Две толстушки-хохотушки,
И от пяток до макушки зеленые
У старушек в кладовушке (объяснить значение слова)
Есть запасы, но в кадушке (объяснить значение слова)
Не чернушки, не волнушки,
А кузнечики и мушки соленые.
Что за странные старушки?
(догадались кто это)
«Бабочка» В. Татаринов.
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить
Есть в саду у нас цветы
Полетай над ними ты!
Ну, а дождь пойдет над садом Волноваться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся
Под моей панамой скройся
(Догадались, кто предлагал свою дружбу бабочке?
В какие игры можно играть с бабочкой)
«Аисты»
Аисты летали
Под моим окном Думали, гадали
Где построить дом?
(Что бы вы посоветовали аистам)
Поднимайтесь выше!
Сколько не гляди.
Лучшего, чем крыша.
Места не найти.