Ирина Челяпина
Роль художественной литературы в умственном развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить мир ребёнка без стихов, потешек, сказок. Художественная литература сопровождает детей с первых лет жизни. Ещё в колыбели дети слышали ласковый голос матери. Укладывая ребенка спать, мама поёт колыбельные песни, рассказывает потешку
Баю-бай, баю-бай Ты собачка не лай.
Ребенок входит в мир художественной литературы в самом раннем детстве. И воздействие её на развитие детей очень велико.
Публикация «Роль художественной литературы в умственном развитии младших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывают известные педагоги, психологи: К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь нашего общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, развивает память, разговорную речь, дает прекрасный образцы русского литературного языка.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое знание художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, учит его быть добрым, заботливым, любознательным.
Известно, что дети младшего дошкольного возраста с радостью готовы воспринимать из уст воспитателя художественные произведения. Слушая знакомые стихи, сказки, они могут проявлять свою самостоятельность; проговаривают слова, договаривают фразы. Малыши испытывают от этого сотрудничества большое удовлетворение.
Немаловажное значение для формирования гармоничной личности имеет и то, что ранее приобщение детей к художественной литературе, к книгам способствует тому, что и в дальнейшем дети будут любить книги, читать их с интересом. И хотя произведения художественной литературы не действуют на детей немедленно, они исподволь совершенствуют ум, воображение, делают добрее и отзывчивее детскую душу.
При отборе произведений для чтений и рассказывания детям я опиралась на принципы доступности, художественности и тематического разнообразия, использовала принцип от простого к сложному.
Известно, как привлекают маленьких детей песенки, потешки, сказки-поэтому именно эти жанры задействаны в работе в первую очередь. Русский народный фольклор, а также фольклорные произведения других народов мира-это те произведения, которые использую в работе с детьми каждый день.
Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др. -их дети слушают с удовольствием много раз, подговаривают, повторяют любимые фразы. И, конечно же, очень любят стихи и рассказы классиков русской и зарубежной детской литературы - А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Т. Воронько.
Интересны и доступны для восприятия младшими дошкольниками и произведения классков русской литературы : А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,-это отрывки из сказок, четверостишия, доступные для чтения и рассказывания в этом возрасте.
Работа по ознакомлению детей с художественной литературой проводится, как на занятиях по художественной литературе, так и во время режимных моментов. В утренние и вечерние часы, на занятиях по изо, во время гимнастики и занятий по развитию речи, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Главной целью в своей работе я считаю приобщение детей к миру книг и художественной литературе, развитие интереса к чтению, желание слушать сказки, стихи, рассказы. В младшем дошкольном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать героям.
Важно обращать внимание детей на яркий, образный язык сказок, стихотворений, привлекать малышей к повторению запомнившихся им слов, выражений. Усваивая содержание сказки, дети должны научиться передать слова разных героев, меняя интонационную выразительность речи.
Народные сказки, песенки, потешки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают также образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», и в своей повседневной речи, и в играх используют эти выражения.
Содержание стихотворений таких, например, как, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Дети легко запоминают стихотворные строчки и самостоятельно повторяют стихотворения. Речь детей после чтения обогащается новыми словами и выражениями.
Велика роль художественного слова и на занятиях по изодеятельности, музыкальных занятиях, яркие образы животных, времен года, созданные в стихах детских поэтов, в потошках и песенках помогают детям раскрыть свои творческие способности в рисовании, лепке.
Таким образом, читая и рассказывая произведения регулярно, можно научить детей любить и понимать художественное слово, сделать их жизнь ярче, богаче, содержательнее.