МААМ-картинки

Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР

Наталья Логунова
Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР

Роль игр - драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.

Публикация «Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь - это полиморфная (многообразная) деятельность.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной

литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Интерес к речи, ее значимость можно проследить через пословицы и поговорки русского народа. Например, взгляд на красоту речи, ее складность, выразительность, содержательность выражен в следующих пословицах и поговорках:

*Слово толковое стоит целкового *Хорошая речь слаще меда

*Говорит, как река льется

Много пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека :

• Умный рад изучать, а дурак - поучать. • Когда ешь - жуй; говоря - думай.

• Каков разум, таковы и речи. • Умные речи и слушать приятно

Язык повинен голове: пустой язык - пуста и голова.

О фразовой речи, о ее трудностях тоже есть пословицы и поговорки:

• Говорит, как на мука • Слов много, да складу нет

• У него слово слову костыль подает • Говорит, как борона бороздит (нескладно)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игры –драматизации оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх – пяти сверстников, исполняющих роли; к созданию типичного образа в игре –драматизации.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

1. Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение нужно отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характерис- тиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Cказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. герои сказок вступают в определённые взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли и чувства.

2. С раннего возраста учит детей вслушиваться в художественное слово, эмоциональ-

но откликаться на него.

3. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной.

4. Создавать специальные ситуации, которые бы поддерживали у детей интерес к драматизациям.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно.

1. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят

дом, лисенок катается на лошадке). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух – храбрый, голосистый, удалой, отдельных предметов (избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, весной растает. Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в

играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные

соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответ ственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.

2. В средней группе рекомендуется знакомство и освоение разных видов кукол. Сначала пальчиковые, затем рукавичные, перчаточные, а так же умение водить куклу за настольной ширмой. К началу года в средней группе речь детей еще не достаточно сформирована, поэтому нужно стимулировать желание детей включать ся в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Не все дети

могут участвовать в спектаклях, так как это игра для зрителей, а многие дети застенчивы. С такими детьми проводятся игры – драматизации, где дети играют для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли это другим.

Игровые ситуации позволяют детям овладевать навыкам и необходимыми для построения связного монологического высказывания. Для этого предварительно отбирается лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, используются разнообразные синтаксические конструкции. Это вызывает большую заинтересованность и переносится детьми в самостоятельные игры, сопровождающиеся высокой речевой активностью.

Вместе с тем, некоторые дети по-прежнему затрудняются самостоятельно составить

предложение по ситуации, они лишь договаривают отдельные фразы или слова.

С целью создания интереса и желания участвовать в последующей театрализации, в совместной деятельности проводятся игровые ситуации, в которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться. В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я буду рассказывать свою сказку, а ты показывай ее. Ребенок внимательно слушает и расставляет фигурки героев на фланелеграфе или столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую либо ситуацию, предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку предлагается набор игрушек или фигурок для фланелеграфа, с помощью которых можно придумать свою сказку. Если ребенок затрудняется, привлекаются к помощи дети группы. Постепенно дети переносят игровые ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации друг перед другом. Получается импровизированный театр.

В средней группе у детей еще недостаточно сформирован и расширен словарь. Поэтому дети скачкообразно переходят в рассказе от одной части к другой, используют короткие предложения, обедненные определениями. В этом возрасте формируется активная речь, игровые умения, некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.

3. В старшей группе начинают осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. В этом возрасте рекомендуется использовать многоперсонажные игры – драматизации. За счет освоения централизованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения направленные на позитивное воздействие с

другими участниками игры. Формируется умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

4. В подготовительной группе рекомендуется расширить и углубить знания о видах театрализованных игр, повысить интерес к театральной культуре. Продолжать формировать способности к самовыражению, к умению самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, умение свободно владеть связной речью.

Яркой особенностью детей подготовительной группы становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры – фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный или фантазийный планы дополняют друг друга. У детей развивается способность выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Общение со сверстниками в процессе планирования игры, ее ходу становится более позитивным благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность в театрализованной игре.

Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию текста. В подготовительной группе необходимо обучать детей правильному построению фразы. Эта работа осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности.

учитель –логопед МБДОУ № 87

Логунова Наталья Павловна

Публикации по теме:

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда.

Индивидуальный план самообразования «Роль игры в развитии речи дошкольников» Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа» «Свердловский центр образования» Дошкольное отделение № 3..

Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста Из опыта работы. Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста» Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих.

Консультация для родителей на тему «Роль театрализованных игр в развитии дошкольников» Роль театрализованных игр в развитии дошкольников. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые.

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций» Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста Дошкольной возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 7 октября 2018 в 15:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД