Сафина Гузель
Игры в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
В 6-7 лет дети меняют ведущий тип деятельности – переходят от игры к направленной учебе. Поэтому при составлении дневного режима и графика учебы школьников начальных классов нужно создавать условия, которые могут способствовать плавному переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту задачу, возможно использование игры во время учебы и отдыха.
Игра – деятельность индивида, которая протекает в мнимой ситуации.
Публикация «Игры в начальной школе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Школьники начальных классов только что прошли период, когда игра была наиболее важным типом деятельности. Для возраста 6-10 лет присуще интенсивность и простота восприятия, доступность вникания в образы.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя конкретную роль и осуществляет действия в придуманной ситуации, изображая действия определенного человека.
Играя, дети стараются овладеть теми качествами личности, которые им нравятся в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в реальности.
Особое внимание нужно обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми. При этом учителю следует использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на игрушках.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников заключается в том, что они являются средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства ребенка.
Школьники начальных классов понимают условность игры и поэтому допускают в играх снисходительность в отношении к самому себе и к своим товарищам.
В этом возрасте очень распространены подвижные виды игр. Дети любят играть с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей. Детям в этом возрасте также интересны настольные, дидактические и познавательные игры. В них есть следующие элементы деятельности: игровая задача и мотивы, учебные решения задач.
На протяжении начального школьного возраста детские игры изменяются : игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют свою привлекательность, на первый план начинают выходить спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется все меньше и меньше времени, так как в деятельности ребенка начинают занимать большое место чтение, посещение кинотеатров, просмотр телевизора, компьютер.
Учитывая позитивные стороны игры для всеобщего развития младшего школьника, нужно при составлении его графика дня отметить в достаточной мере времени для игр, дающих так много позитива ребенку. Регулируя игры учеников начального класса, предостерегая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли, учителя вместе с тем не должны слишком подавлять детскую инициативу и творчество.
Педагогически безошибочно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, организаторские способности, воспитывает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Между игрой и учебой имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая детям подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы.
Таким образом, педагог должен проводить игры, во время которых ученики могли бы двигаться, смеяться, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Участие младших школьников в играх, заставляющие думать, дающие возможность развить свои способности, способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Таким образом, игра играет очень большую роль в младшем школьном возрасте, поэтому нельзя пренебрегать этим видом деятельности. Игры помогают развивать фантазию, творчество, выносливость, терпимость, быстроту; правильно подобранные игры обладают большим воспитательным воздействием.