МААМ-картинки

Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

Светлана Карпенко
Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

Роль логопедического массажа

в коррекции речевых нарушений.

В настоящее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с проблемами речи и слаборазвитыми психическими процессами. Объективные осмотры в большинстве случаев не выявляют патологии у этих детей, но их проблемы иногда практически не решаются. Среди них большое количество пробелов в произношении звука, которые могут быть как органическими, так и функциональными, вызванными двигательными расстройствами расстройства различной степени тяжести. В этой ситуации актуален системный и комплексный подход к коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время широко используются нетрадиционные методы, такие как массаж, фитотерапия, хромотерапия, звуковая терапия, ароматерапия и многие другие. Целесообразность использования массажных техник в логопедии ни у кого не вызывает сомнений, особенно в случае таких серьезных нарушений, как дизартрия, ринолалия, заикание.

Публикация «Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж является одним из методов логопедической терапии, которые способствуют нормализации произношения стороны речи и эмоционального состояния людей, страдающих нарушениями речи. Его можно проводить на всех этапах корректирующих действий, но его использование на начальных этапах работы особенно значимо

Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц шеи, головы, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого неба.

При наличии временной и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. К сожалению, логопеды в образовательных учреждениях не имеют такой возможности, поэтому, как правило, выполняется от одного до двух видов массажа. Естественно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократится. В комплексе можно проводить отдельно точечный или сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является совмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят :

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

3. Релаксация.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Основными задачами логопедического массажа являются

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: дрожание и отклонение языка в сторону, повышенное слюноотделение, синкенезии - дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка, гиперкинезы -непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка)

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция проприоцептивных (кинестетических) ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами, особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Основные приемы массажа

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при

поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимна-стикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация.

Виды логопедического массажа :

1 классический ручной массаж.

2 точечный массаж.

3 зондовый массаж.

4 аппаратный массаж.

5 самомассаж.

Классический ручной массаж применяется при массаже воротниковой зоны, шеи, лица, языка и рук. Основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Точечные массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (БАТ). Воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом.

Зондовый массаж проводиться с помощью специальных зондов или зондозаменителей, каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого неба.

Комплекты зондов разработаны Е. В. Новиковой, О. И. Крупенчук, С. М. Томилиной, Ф. А. Рау и др.

Аппаратный массаж проводиться с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. В логопедии применяется вибромассажеры.

Самомассаж – массаж, выполняемый самим пациентом. На занятиях с детьми применяется самомассаж лица в сопровождении веселых стихов и механический массаж рук с помощью су – джок, массажных мячиков, шишек и т. п.

Использование логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно при формировании произношения стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, которое приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произношения звуков может происходить в некоторых случаях самопроизвольно. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное влияние на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют основную роль в речедвигательном процессе.

Используемая литература:

1. Е. А. Дьякова «Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе»

2. Е. А. Дьякова «Логопедический массаж». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

3. Ю. В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением»

4. Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии».

5. Е. Ф. Архипова «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии».

6. Е. Н. Краузе «Логопедический массаж и артикуляторная гимнастика».

7. Е. В. Новикова «Зондовый массаж : коррекция звукопроизношения»

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Планирование игрового массажа в младшей группе Игровой массаж, младшая группаСентябрь: Мяч-«ёжик»(су-джок-терапия) Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. И сожму его немножко, Как.

Планирование игрового массажа в средней группе Планирование игрового массажа в средней группеСентябрь: «Дождик» .Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») (Встать.

Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: "Разотру ладошки сильно" Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 17 мая 2020 в 09:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД