Лучший педагог года

Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения

Нелли Середина
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Публикация «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах

От греч. kinesis – движение, therapia – лечение. У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Можно рекомендовать следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук:

Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак – ребро - ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрям-ленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).

Ребро - ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении – вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

Литература:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в лопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.

2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

3. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1999.

4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.

5. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обу-чение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1999

6. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1999

Публикации по теме:

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена.

Методическая разработка «Речевые нарушения у детей» Методическая разработка "Речевые нарушения у детей" В наше время по данным исследований 60% детей имеют нарушения речи. И с каждым годом.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

«Роль семьи в развитии речи детей» Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих.

Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи Не секрет, что обучение грамоте - это, наверное, самый больной вопрос для родителей дошколят. Именно умение читать кажется основным признаком.

План самообразования воспитателя первой группы на тему «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка. «Ум ребенка находится на кончике его пальцев…» В. Сухомлинский. Важным фактором в формировании.

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать.

Роль потешки в развитии речи детей Подготовила Коломиец Г. А. Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка- приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 24 августа 2018 в 10:02
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД