Вишнякова Жанна Викторовна
Роль музыки в жизни особых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в жизни особых детей
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка. Работая в детском саду, мы с вами именно это и наблюдаем. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Публикация «Роль музыки в жизни особых детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Для проведения пассивной музыкотерапии достаточно иметь звуковоспроизводящее устройство, которое может быть заменено акустическим или цифровым музыкальным инструментом. Также приветствуются различные шумовые инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ксилофоны, погремушки, треугольник, этнические инструменты.
Сфера применения музыкотерапии огромна : социальная адаптация, устранение депрессии, лечение психических расстройств, подавление агрессии, стимуляция двигательной активности, снятие внутренних зажимов, избавление от тревог.
Взрослые и дети, регулярно контактирующие с музыкой, гораздо более стрессоустойчивы, доброжелательны и уверены в себе. А также музыка влияет на развитие умственных и физических способностей, что делает ее необходимой составляющей жизни каждого человека.
В возрасте 4 – 6 лет формируется личность ребёнка. Появляется осознанность, приобретаются такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремлённость. В этом возрасте музыкотерапия являет роль главного соратника подготовки к школе. Ребёнок, который регулярно слушает музыку, раньше начинает складывать буквы в слоги, а затем и читать. Музыка помогает лучше понимать интонации речи. Музыкальные фразировки формируют навыки правильного чтения. Ритм же способствует развитию навыков счёта. Поэтому в группах (развивающих центрах, кружках, садах) необходимо использовать соответствующий репертуар: песни, основанные на выразительных интонациях, содержащих вопросы, восклицания, написанные на стихи известных поэтов, различные марши, польки, вальсы. Крайне необходимо развивать ритмику - навык движения под музыку. Ребенок должен научиться попадать в ритм, определять количество долей в музыке, а также определять её характер.
В этом возрасте, помимо групповых занятий, ребёнок способен обучаться индивидуально. Это может быть просто музыкальная грамота, а могут быть и первые навыки игры на серьёзных музыкальных инструментах, таких как фортепиано, скрипка, блок-флейта, аккордеон. В этом случае музыкальные занятия помогают ребенку выработать трудолюбие, которое впоследствии будет необходимо для успешной учебы в школы.
Музыкотерапия у старших дошкольников может применяться также для корректировки характера. Если ребёнок подвержен грусти, часто плачет, пугается, с помощью музыки можно развеселить его, заставить забыть о своих страхах. Слишком подвижного, гиперактивного ребёнка можно успокоить, включая ему медленную, плавную музыку, флегматичного, рассеянного ребёнка сактивизировать бодрыми, ритмичными мелодиями. Если ребёнок скуп на эмоции, очень важно с помощью музыки помочь ему научиться выражать себя.
Таким образом, музыкальная терапия помогает маленькому человеку наиболее плавно, безболезненно проходить через жизненные трудности, этапы взросления и формирования личности.
Всё чаще в современной педагогике и психологии встаёт вопрос об обучении и развитие детей с ограниченными возможностями. В наше время существует множество книг, методик, разработок, помогающих детям с различными дефектами в развитии в какой-то мере преодолеть их и адаптироваться в социальную среду. И в этом случае роль музыки сложно переоценить, ведь именно с помощью её возможно найти подход к ребёнку, заглянуть в его внутренний мир, наладить с ним контакт.
Порой бывает очень сложно диагностировать ту или иную проблему, мешающую ребёнку чувствовать себя полноценным и счастливым, музыка в этом случае выступает как особый универсальный язык, как способ коммуникации, помогающий наладить связь между взрослым и ребёнком.
Помимо функции диагностики музыкотерапия способна также успешно справляться целым рядом различных дефектов развития у детей, например: корректировать дефекты речи, развивать моторику у детей с ДЦП, способствовать адаптации детей с различной формой аутизма и др.
Интегративная музыкотерапия – это сочетание музыкотерапии с другими видами арт-терапий, например: с рисованием, с танцами, с лепкой, с песочной терапией, оригами, поэзией и др.
Интегративная музыкотерапия - самая универсальная из всех видов музыкотерапий. Она позволяет достигнуть наибольшего эффекта, так как объединяет в себе многие виды искусств и оказывает воздействие на все органы чувств. Именно смешение различных арт-терапий позволяет найти подход к любому ребёнку, не зависимо от его способностей, развития и особенностей. Таким образом, музыкотерапия является комплексным методом психологической коррекции.
Музыка оживляет и делает более глубоким и выразительным любой вид искусства, таким образом усиливая его терапевтический эффект. Благодаря музыке другие виды арт-терапии становятся более доступными.
Существует великое множество различных видов искусств. Любое искусство, помимо просветительской роли, несёт в себе терапевтическую роль, таким образом, любой вид искусства может быть применён в качестве арт-терапии. Музыка расширяет границы любого из видов искусств.
Интегративная музыкотерапия сочетает в себе несколько функций:
1. Помогает углубить и закрепить эффект от других арт-терапий.
С помощью музыкотерапии другие виды арт-терапий становятся более эффективными, их воздействие на ребёнка гораздо более успешно и быстрее достигает цели. Музыка в данном случае действует как катализатор, усиливая эффект от других видов искусств.
2. Помогает найти подход к детям, которые имеют трудности с поведением в социуме и проблемы в развитии.
Интегративная музыкотерапия имеет больше возможностей и шансов достучаться до проблемного ребёнка, так как воздействует на него сразу с нескольких сторон. Аудио восприятие усиливает восприятие визуальное и сенсорное, дополняя одно другим.
3. Помогает адаптировать различные виды искусства под восприятие детского разума.
Известно, что классическая музыка крайне положительно влияет на детскую психику, однако не всегда ребёнок может высидеть настоящий академический концерт. Интеграция в музыку других видов искусства помогает ребёнку легче воспринимать её прослушивание, делая её более доступной. Точно также и сама музыка делает более доступными для детского разума художественные картины, поэзию, прозу и другие виды искусства.
4. Помогает глубже заглянуть во внутренний мир ребёнка.
Интегративная музыкотерапия позволяет заглянуть во внутренний мир ребёнка с разных сторон. Если ему трудно раскрыться через один вид искусства, он раскроется через другой.
5. Помогает ребёнку почувствовать себя уверенней.
Музыка в сочетании с другими видами искусств создаёт настроение, помогающее преодолеть волнение и беспокойство.
6. Помогает лучше осваивать различные виды искусств, к которым не всегда есть способности.
Иногда бывает так, что у ребёнка нет способностей к определённым видам искусств, но они ему полезны для развития мелкой моторики, слуха, устранения дефектов речи и мышечного зажима. В этом случае на помощь приходит музыка. Она помогает заинтересовать ребёнка, удерживает его внимание и интерес, помогает сосредоточиться и освоить сложный для него вид искусства.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интегративная музыкотерапия содержит в себе множество возможностей и является самым перспективным и продуктивным видом музыкотерапии. Она способна найти подход практически к любому ребёнку. Правильное сочетание видов искусств помогает подобрать «ключ» к различным проблемам ребёнка, а также помогает их решить. Интегративная музыкотерапия является интересным направлением и для преподавателей, они могут освоить синтез искусств и быть более подкованными в смежных областях.