Мария Машканцева
Роль нетрадиционного рисования в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии дошкольников весомую роль играет воображение. С помощью нетрадиционного рисования воспитанники могут себя чувствовать творчески одарёнными, а это так и есть. Такая техника рисования позволяет овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать целостный образ какого-либо события или явления. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько непосредственно, что при помощи техник нетрадиционного рисования дошкольники легко могут осуществить задуманную картинку. Впрочем, эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной реальной жизни. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в итоге уникальные и ценные продукты.
Публикация «Роль нетрадиционного рисования в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Поэтому для проведения занятий с дошкольниками я часто выбираю этот метод. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир. Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т. п.
Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка, круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения. Для развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях следует применять разные техники рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т. д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). На занятиях, где используются нетрадиционные техники рисования, дошкольникам предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. А. В. Никитина считает, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети узнают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают всевозможные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:
1. Кляксография.
2. Раздельный мазок.
3. Монотипия.
4. Набрызг с помощью трафаретов.
5. Рисование на мокрой бумаге.
6. Рисование на мятой бумаге.
7. Раздувание капель.
8. Рисование свечой
9. Ниткография и др.
Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности. Рисование на основе использования нетрадиционных техник рисования не утомляет детей старшего дошкольного возраста, а наоборот, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Желаю и вам творческих успехов!