Получи документы

Роль педагогов дополнительного образования Центра детского творчества при реализации модели предшкольной подготовки

Ольга Кребель
Роль педагогов дополнительного образования Центра детского творчества при реализации модели предшкольной подготовки

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования с 2011-2012 года из режима эксперимента перешли в режим функционирования.

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Публикация «Роль педагогов дополнительного образования Центра детского творчества при реализации модели предшкольной подготовки» размещена в разделах

В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей.

В Центре детского творчества сложилась определенная модель интеграции с общим образованием в рамках ФГОС. Это – организация различных кружков, творческих объединений, освоение профильной образовательной программы; углубление и расширение предметного материала в виде элективных курсов, предпрофильной подготовки и др. Тесное сотрудничество, существующее уже не один год, сложилось между Центром и лицеями, школами и гимназиями города. Данные учебные заведения включены в лицензию Центра детского творчества. Особые отношения связывают нас с интернатами шестого вида, №2 и 14. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками вышеназванных учреждений на их базе. По реализации ФГОС со школами мы работаем с 2010-2011 учебного года.

В 2013-2014 учебном году образовательными программами было охвачено около 572 учащихся вышеназванных учреждений. В рамках интеграции реализовывались различные программы, но наибольшее число – это программы художественно-эстетического и социально-педагогического направлений. В реализации образовательных программ средствами дополнительного образования были задействованы 19 педагогов ЦДТ.

На базах общеобразовательных учреждений образовательная деятельность нашего Центра детского творчества представлена по следующим направлениям:

– ИЗО и декоративно-прикладное творчество на базах 7 ОУ;

– фольклорные ансамбли в 2 ОУ;

– прикладная военно-спортивная подготовка в 1 ОУ;

– шахматы в 1 ОУ;

предпрофильная подготовка в 1 ОУ;

– военно-патриотическое воспитание в 1 ОУ;

Образовательные программы всех этих детских объединений направлены не только на освоение узкоспециальных профилирующих навыков, но и предоставляют богатый опыт социальной деятельности и позитивного межличностного взаимодействия.

Если в рамках данной модели говорить непосредственно об участии наших педагогов в организации внеурочной деятельности в рамках 10 часов входящих в учебный план, то наши педагоги являются одновременно и работниками школ протарифицированными на эти часы. В сотрудничестве по данной модели есть как свои плюсы, так и минусы. Несомненным плюсом является, конечно, подготовленность наших педагогов, наличие качественных программ дополнительного образования, разработанных нашими педагогами.

Минусами является то, что обучающиеся школ, с которыми занимаются наши педагоги, не являются воспитанниками Центра, нагрузка наших педагогов в этих школах 2-4 часа, следовательно, о материальной заинтересованности педагогов нет и речи, а педагога надо освободить от основного места работы 2-3 раза в неделю. Однако, проводя пропевдические курсы в рамках внеурочной деятельности педагог дополнительного образования может заинтересовать детей, и они придут к нему заниматься уже в ЦДТ.

Организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей. Эта модель осуществляется по модели полного дня – группы продленного дня. Часть детей, изъявивших желание заниматься, уходят в Центр детского творчества, часть детей занимаются внеурочной деятельностью на базе общеобразовательной школы. В 2013-2014 учебном году в ЦДТ по данной модели мы сотрудничаем со школами и гимназиями. Образовательными программами было охвачено около 150 младших школьников. В реализации данных программ было задействовано 8 педагогов дополнительного образования ЦДТ.

На наш взгляд – организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов, так как ребенку даются возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства. Возможность организации внеурочной деятельности за пределами общеобразовательного учреждения, во-первых, снимает психологическую напряженность, дает возможность ребенку обновить среду своего общения, во-вторых, предполагает в целом ряде случаев более высокий уровень организации познавательно-творческой деятельности за счет более совершенной материально-технической базы и возможности включиться в различные формы организации целостного учебно-воспитательного процесса.

Еще одна модель взаимодействия существует между центром детского творчества и дошкольными образовательными учреждениями в рамках реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Мы сотрудничаем с детскими садами города. Образовательными программами было охвачено 680 воспитанников детских садов. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками детских садов по программам ИЗО и декоративно-прикладного творчества, театра.

Немного подробнее я хотела бы остановиться на деятельности Центра раннего развития, который в этом году начинает восьмой учебный год, так как аналогичных проектов на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования нашего города нет. В нем ежегодно занимаются более 100 воспитанников от 4 до 7 лет. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития не только физических и умственных сил ребенка, но и его чувств, нравственно-волевых качеств, эстетического восприятия окружающего мира. От уровня развития этих качеств во многом зависит будущее ребенка. Дошкольная пора – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребёнка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и с собственным внутренним миром. С психологической точки зрения дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Актуальность и восстребованность предшкольной программы обусловлена социальным заказом родительской общественности детей дошкольного возраста, так как сегодня далеко не все дошкольные учреждения, в силу социальных и экономических условий, могут обеспечить разностороннюю деятельность детей. Кроме того, ввиду большой загруженности дошкольных образовательных учреждений, не все дети дошкольного возраста могут их посещать.

Комплексная образовательная программа Центра раннего развития актуальна в настоящее время, потому что направлена на всестороннее развитие дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольные учреждения, а также на подготовку их к обучению в школе. Основной идеей программы является личностно-ориентированный подход.

Комплексная образовательная программа предусматривает :

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

«Центр раннего развития» можно по праву назвать родительским клубом, где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка - переходу в школу.

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить комплексную программу Центра раннего развития.

Детям очень нравятся совместные праздники с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.

Результаты нашей работы не видны сразу, они будут проявляться в течение всего школьного обучения, но мы надеемся, что наши дети будут успешны в дальнейшем в школе.

Летом прошлого года коллектив Центра детского творчества принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

Но особая роль в реализации задач стоящих перед дополнительным образованием сегодня принадлежит педагогам дополнительного образования. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. В педагогическом коллективе редко бывают случайные люди, которые работают, поглядывая на часы. Творческий процесс не признает временных границ.

Поэтому, кадры для нашего образовательного учреждения - важный ресурс, позволяющий качественно осуществлять образовательный процесс. Одна из основных задач, решаемых администрацией Центра детского творчества - создание благоприятных условий для поддержки и профессионального роста педагогов. Кадровая политика учреждения направлена на повышение уровня профессионализма педагогов через аттестацию, курсовую подготовку и переподготовку, самообразование, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Педагогический коллектив МОУ ДОД Центра детского творчества объединяет 84 сотрудника. Более половины из них имеют высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию.

В коллективе есть «Заслуженный учитель РФ», звания «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ» присвоены 6 педагогам.

7 педагогических работников Центра детского творчества являются победителями и призерами городского и областного этапов конкурса «Сердце отдаю детям» В педагогическом коллективе работают 7 человек, которые были в прошлом воспитанниками учреждения.

Педагоги дополнительного образования проходят курсы повышения квалификации ИПК и ПРО, авторские курсы в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге. Всего за последние три года курсовой подготовкой было охвачено 37 человек.

Рассматривая педагога как ключевую фигуру в вопросах инновационных преобразований в нашем образовательном учреждении, планируется дальнейшая работа по расширению профессиональных интересов педагогов в овладении научно-методическим, психолого-педагогическим инструментарием в аспекте изучения становления социально-активной, творческой личности.

На учреждения дополнительного образования возлагаются большие надежды в обеспечении реализации стандартов второго поколения для общего образования. Нам предстоит решать в наступившем учебном году не одну проблему. Но я надеюсь, что мы все преодолеем. Ведь цель у нас одна – и для учреждений дополнительного образования, и для школ главное – это воспитать разносторонне развитую, успешную личность, свободно ориентирующуюся в быстро меняющемся мире. И достичь этого можно только вместе. Мы всегда открыты для сотрудничества!

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Титульный лист.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования СОДЕРЖАНИЕ 1. Учебное занятие в системе дополнительного образования 1.1. Основные требования к современному занятию…. 4.

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования по художественной резьбе по дереву при работе с детьми с ОВЗ Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополнительного.

Обучающий мастер-класс по 3-D моделированию для педагогов дополнительного образования Обучающий мастер-класс для педагогов дополнительного образования Тема: Основы 3D моделирования. «Формирование и развитие творческих способностей.

Обучающий мастер-класс по робототехнике для педагогов дополнительного образования Обучающий мастер-класс для педагогов дополнительного образования Тема: «Определение возможных способов соединения деталей выбранных для.

Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка» Филиал №3 «Звёздочка» районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» Принято.

Рабочая программа предшкольной подготовки по курсу «Изодеятельность» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Плотникова А. Д., педагог дополнительного образования Согласно.

Советы родителям «Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС» Рекомендации для родителе по подготовке детей к школьному обучению: 1. Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагогов дополнительного образования Центра детского творчества при реализации модели предшкольной подготовки
Опубликовано: 24 января 2019 в 21:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД