Получи документы

Роль песочный терапии в снятии эмоционального напряжения в период адаптации ребенка раннего возраста в детском саду

Наталья Панова
Роль песочный терапии в снятии эмоционального напряжения в период адаптации ребенка раннего возраста в детском саду

Роль песочной терапии в снятии эмоционального напряжения в период адаптации ребенка раннего возраста в детскому саду

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Публикация «Роль песочный терапии в снятии эмоционального напряжения в период адаптации ребенка раннего возраста в детском саду» размещена в разделах

С поступлением ребенка двух-трех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Работая в группе с детьми раннего возраста, заметила, что применение игр с песком наиболее подходят для работы с детьми в период адаптации для установления контакта с ребенком. Игры с песком помогают быстрее установить доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

Если игры с песком проводить сразу после прихода ребенка в детский сад, то это отвлекает малышей от отрицательных эмоций, возникающих при расставании с родителями. При взаимодействии с песком у ребенка улучшается самочувствие и стабилизируется эмоциональное состояние, также песок идеально подходит для развития мелкой моторики.

В нашей группе я создала специальный уголок для игр с песком – к ее созданию меня подтолкнула книга Т. М. Грабенко «Чудеса на песке». Прочитала и поняла, что это то, что нужно!

Мне хотелось, чтобы у детей период адаптации прошел в легкой форме: как можно быстрее стабилизировалось эмоциональное состояние, формировались коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

При работе с детьми лучше использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возрастакак: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заряжаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

Существует большой комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком, с погружением рук в песок и на его поверхности.

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка.

Особый интерес для меня представляют такие игры как:

"Отпечатки наших ручек", "Идут медвежата", "Прыгают зайки", и др. ;

также предлагаю детям поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки);

пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.);

поиграй на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Наблюдая за детьми, обратила внимание, что, выполняя те или иные действия с песком, они как бы прислушиваются к себе, а порой и проговаривают свои ощущения. Правда, это относится к детям, у которых развита активная речь, и дети, у которых есть личный опыт при работе с песком.

Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице мы стабилизируем эмоциональное состояние. А также учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивного общения.

Хочется напомнить Вам, уважаемые коллеги, что существуют противопоказания к занятиям с песком (на слайде – условия организации педагогической песочницы; противопоказания к занятиям).

Поскольку в период адаптации не всегда удается выйти с детьми на групповой участок (причиной может быть плохая погода, то работа с песком может осуществляться в группе).

В нашем дошкольном учреждении такую работу целенаправленно осуществляем мы - педагоги.

В нашей группе специально оборудовано место для работы с песком:

Это

1. Водонепроницаемый деревянный ящик, размер – 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. По бокам он снабжен ручками для удобства транспортировки. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно подноса символизирует воду, а борта – небо. Песок задает символическую «линию горизонта». Обычно им заполняется меньшая часть ящика, примерно.

2. Песок должен быть чистым, просеянным (возможно прокаленный в духовом шкафу) санитарная обработка песка по требованиям СанПиН должна осуществляться не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания. Должен быть журнал учета кварцевания песка.

3. Набор игрового материала:

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки. Разнообразные пластиковые формочки.

Миниатюрные игрушки (высота 5 – 10 см, изображающие людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер – сюрпризов» и др.)

Набор маленькой мебели, посуды.

Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.

Для выработки единства требований обговорили правила поведения при играх с песком:

песок нельзя выбрасывать из песочницы;

• бросать песок в других и брать его в рот нельзя;

• после игры дружно убираем игрушки на место;

• после игры обязательно моем руки.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия

детей. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать её с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.

Для того, чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, я начинаю игры с детьми и сразу после прихода детей в детский сад. Так как, именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

Посредником в играх с песком, можно использовать Игрушку – «Песочная фея»«Хозяйка песочницы»«Королева песочного мира» и т. п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку нужно использовать только в песочнице, именно через нее объясняю детям правила поведения, запреты и поощрения. Со своими детьми использую песочных человечков.  Песочные человечки приглашают детей к себе в гости, в песочницу. Предлагаю детям внимательно рассмотреть саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана, указываю на символическое обозначение неба, воды и земли.)

Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания. Это может быть звон колокольчика, или спокойная музыка.

Я использую упражнения для снятия беспокойства и тревоги, такие как мягкие, нежные, медленные поглаживания по головке малыша, животику, по его спинке. Предлагаю детям обняться. Малышам нравится такие упражнения (так как детям не хватает тактильного контакта). Они быстро успокаиваются, также при помощи тактильных упражнений быстрее установить доверительные отношения.

После того, как ребенок познакомиться с  песочницей и правилами поведения во время игр с песком. Познакомится с ее обитателями, мы приступаем ко второму этапу работы.

Начинаю свою работу со знакомства детей с песком игра «Поздоровайся с песком» Например : Маша дотронься до песка, Маша дотрагивается до песка поочередно пальцами, а потом и всеми сразу пальцами, легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его, затем дотрагивается всей ладошкой внутренней и тыльной стороной, ребенок с удовольствием перетирает песок в ладонях, с большим интересом отыскивает спрятанную игрушку в песке и одновременно знакомится с обитателями песка.

Когда дети познакомились с песком можно играть в различные игры такие как: «Узоры на песке»-развитие сенсорики, моторики и воображения; «Идут медвежата» ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, «Прыгают зайцы» кончиками пальцев ребенок ударяет по песку, двигаясь в разных направлениях, «Ползут змейки» ребенок пальцами делает поверхность песка волнистой, «Бегут жучки-паучки» ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, встречаются под песком руками друг друга- жучки здороваются, «Кроказябла» дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумываю необыкновенных животных - развитие тактильной чувствительности, воображения и множество других игр.

Вначале я показываю ребенку способ действия с песком, а затем предлагаю ему выполнить это действие самостоятельно. Если, я вижу, что ребенку сложно, и самостоятельно справиться он не может, то тогда я ему помогаю. Выполняем действие вместе, по принципу «рука в руке».

Вовремя занятий ребята смотрят на переливы песчинок, что нормализует эмоциональный и психологический фон. Также получают практические навыки: улучшают тактильность рук и мелкую моторику, развиваю творческое начало, фантазию и креативность, дети могут реализовать собственные задумки и способности.

Главное не торопить их ни в чем, позволить им самостоятельно делать индивидуальные открытия. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что, выполняя те или иные действия с песком, они как бы прислушиваются к себе, получают удовольствие, о чем говорят их восторженные лица.

Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице мы стабилизируем эмоциональное состояние. А также учу детей прислушиваться к себе и проговаривать (для тех детей кто разговаривает) свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивного общения.

Хочется отметить, что, если игра не утомительна для ребенка и позволяет режим учреждения, она может перетекать в спонтанное русло и быть более продолжительной по времени. Так же важно знать, для того чтобы, получить максимально положительный эффект от игр с песком, важно учитывать желание детей, их настроение, и индивидуальные особенности. (при проведении первых игр с песком не обязательно придерживаться строгой структуры занятия).

Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка на  песок.  (когда он с ним действует). В случае проявления у ребенка негативного отношения или усталости игру нужно завершить. (пример из практики, о негативной реакции ребенка на  песок).

После того как дети освоят простые манипуляции с сухим песком на его поверхности, продолжаю знакомить детей со свойствами сухого песка, обучаю детей простым действиям, с погружением рук в песок.

Здесь я использую игры:

Игра «Песочные прятки»

Игра «Спрячь игрушки»

Игра «Детские секретики»

Упражнение «Веселые пальчики» и др.

Знакомлю детей с коллекцией фигурок. Ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку, которую далее мы обыгрываем в песке. В песке можно обыгрывать любые ситуации (тяжело расстается по утрам с мамой). А полученный в песочнице опыт, ребенок со временем переносит в реальную жизнь.

Надо отметить, что некоторые дети испытывают страх перед полным погружением рук в песок, поэтому игры для этих детей, на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.

После того как дети познакомятся со свойствами сухого песка, приступаю к следующему, прикосновение и игры на поверхности мокрого песка.

Здесь дети знакомятся со свойствами мокрого песка и обучаются простым действиям с мокрым песком.

На этом этапе я использую игры:

Игра «Ручеек течет»

Игра «Дождик моросит»

Игра «Речка и ручеек»

Игра «Веселые друзья»

Игра «Норки – холмики» и др.

для организации игр с мокрым песком необходимо создать дополнительные условия:

1. Клеёнчатые передники (на каждого ребенка);

2. Вода должна быть теплой;

3. Рядом с песочницей должна быть чистая вода и салфетки.

В конце каждого занятия нужно похвалить детей за помощь песочным человечкам, отметить, как важно приходить в детский сад, где детей ждут песочные человечки со своими песочными приключениями.

Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того, как ребенок поправиться и придет в детский сад, нужно начинать работу с начала.

Работа с песком завершена, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности,  а также решаются следующие задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков, т. е. умение правильно общаться.  Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Таким образом песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она снижает эмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.

Опираясь на собственный опыт, могу с уверенностью сказать, что, песочная терапия оказывает особое влияние на детей раннего возраста.

В период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ игра c

песком способствует:

быстрому установлению доверительных отношений между

воспитателем и ребенком;

спонтанному снижению высокого уровня психического напряжения, как

ребенка, так и воспитателя;

быстрому и осмысленному освоению норм, правил поведения и общения

в группе;

проигрыванию с помощью взрослого психотравмирующих ситуаций, осваиванию при этом позитивных способов поведения.

При неоднократном проживании в игре психотравмирующей ситуации,

например, расставание с родителями, у малыша наступает снижение

чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Его песочный

опыт будет показывать предсказуемость и благоприятный исход реальных

событий: «каждый день мы идём в детский сад», «ненадолго ты останешься

с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь поиграть с

другими детьми», «воспитатель будет тебе всегда помогать», «мама всегда

придёт за тобой».

Таким образом, любую конфликтную или травмирующую психику

ситуацию можно проиграть в песочнице, и постепенно «песочный опыт»

проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка,

который он будет активно использовать в реальной жизни.

Мне очень интересно это направление, и я хочу в дальнейшем использовать данную терапию в педагогической деятельности и использовать не только сухой и мокрый песок, но в будущем и кинетический.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Конспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском садуКонспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском саду В адаптационный период все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль песочный терапии в снятии эмоционального напряжения в период адаптации ребенка раннего возраста в детском саду
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 13:41
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД