Лилия Петанина
Роль русского фольклора во всестороннем развитии личности ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все взрослые когда то были детьми, но не все об этом помнят- говорил когда то
Сент Экзюпери.
У каждого из нас была любимая игрушка, с которой мы ложились спать. Была любимая песенка, мультфильм, сказка. А как было сладко засыпать под тихое пение мамы или бабушки. И только сейчас, став взрослыми, мы осознаем, что это была не просто приятная песня- это связь между двух и более поколений. Это замечательный способ эмоционально-нравственного воспитания. А знают ли, помнят ли колыбельные песни наши современные дети? К сожалению мир фольклора, мир русской народной сказки уходят в далекое прошлое и наши дети сегодня старинным напевам предпочитают реп, а матрешек и неваляшек заменили трансформеры. Да и эмоционально-нравственное воспитание в семье в основном заменяет компьютер.
Публикация «Роль русского фольклора во всестороннем развитии личности ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
В русской культуре все яркое, красочное, что приемлемо для детей компенсирующей группы. Ребенок с нарушением зрения, слабовидящий, развивается в своеобразных условиях. Нарушение зрения создает трудности восприятия на расстоянии, затрудняет ориентировку в пространстве, ограничивает в общении. Проявление интереса дает возможность получить глубокие и прочные знания, поднимает у детей тонус, снижает утомляемость, пробуждает интерес к жизни.
Самое интересное у нас - это праздники и развлечения. Дети узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались, ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Это Ярмарка, Святки, Встреча Весны, Масленица, Пасха, Жниво и другие.
Самый любимый вид развлечения - это Ярмарка. Они устраивались испокон веков на Руси. Дети с удовольствием надевают русские народные костюмы, участвуют в танцах, хороводах, играх. На таких праздниках лучше усваиваются народные движения, дети любят петь народные песни. Такие праздники знакомят с красотой русской природы.
Сразу, после новогодней елки, я провожу занятия, на которых рассказываю о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах.
Очень интересно в нашем детском саду проходит Масленица, за неделю до праздника я начинаю знакомить детей с названием дней масленичной недели. Дети узнают, например, что блин - знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер. В последний день готовили Чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги.
Перед Пасхой, на занятиях по изодеятельности вместе с ребятами мы лепим из глины яйца, раскрашиваем их, также раскрашиваем скорлупки яиц, создаем композиции в стиле «икебана» к празднику.
Вместо первомайских праздников, в конце апреля мы проводим развлечение «Мы пойдем, девицы, во леса гулять». Это музыкально-литературная композиция, построенная на фольклорных песнях, хороводах, танцах.
А как любят дети русские народные сказки, особенно просят рассказать перед дневным сном. С большим удовольствием любят отгадывать загадки, с интересом проговаривают скороговорки. Я знакомлю ребят с русскими потешками, прибаутками, закличками, небылицами, считалками. Обычно замкнутые, скованные мои воспитанники по мере занятий, развлечений становятся активными участниками всех игр, плясок, исполнений ролей, выступлений на утренниках, фестивалях, городских мероприятиях.
Русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной утвари. Блюда русской кухни стали привычными в детском саду. Полюбились блины, пирожки, приготовленные разными способами различные каши, например, с тыквой, чай с травами.
Я стараюсь применять нетрадиционные методы и в работе с родителями. Например, первое родительское собрание называется «Здравствуй, новичок!», где родители рассказывают о себе, о детях, а затем вместе участвуют в праздничном концерте. Такая встреча создает атмосферу взаимопонимания, помогает в будущей работе.
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Дети без труда назовут пословицы и поговорки, связанные с правилами гостеприимства: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол» и другие.
Сейчас мои детки твердо знают правила: умей говорить языком доброты, будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не спор», умей веселиться, но помни: «Делу время, а потехе час», береги дружбу и помни: «Дружба и братство - дороже богатства», люби и цени семью свою, знай: «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеева М. М. ,Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. -М. : Академия. 2000.-400с.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз. 1957-240с
3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. // Дошкольное воспитание. -1992.-№5-6. –с5-8.
4. БоголюбскаяМ. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М. :Просвещение,1970- с 148.
5. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей//Дошкольное воспитание. -1985-№11.-с 21-24
6. Детская психология / Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Мн. Университетское, 1988-с 399.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва. Мозаика- Синтез 2005.