Лучший педагог года

Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках

Наталия Другова
Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Публикация «Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках» размещена в разделах

Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти составляющие, как кирпичики образуют единый фундамент. Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение ее в целом, приводит к трудностям в овладении письмом.

Несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с особенностями в речевом развитии проявляется по-разному. Так, у одних – нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других – в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих – фонематический синтез, у четвертых – нарушения отмечаются на всех уровнях.

Самую многочисленную группу составляют дети с нарушениями фонематической системы на всех уровнях. Поэтому необходимо проводить работу по формированию всех фонематических процессов и начинать её как можно раньше.

Первым из перечисленных компонентов начинает формироваться фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие или фонематический слух – это способность воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Известно, что фонематическое восприятие как одна из составных частей процесса восприятия речи не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, в ходе развития ребенка.

Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-10 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, и примерно к трем годам ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Но, к сожалению это не всегда оказывается действительностью. В большинстве своем дети в 3 года заменяют одни звуки на другие, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова.

Как же вовремя помочь своему малышу? В первую очередь необходимо обратиться к специалистам. Ведь фонематическое восприятие - очень сложный процесс и его формирование проходит несколько этапов.

Первый этап - формирование предпосылок, способствующих дальнейшему развитию фонематического восприятия.

Второй этап – непосредственное формирование фонематического восприятия.

Вы, уважаемые родители, можете оказать огромную помощь педагогам. Ведь только комплексный, системный подход дает хорошие, устойчивые результаты.

Начинать заниматься можно с любого возраста, но обязательно с первого этапа. Но все же, чем раньше начнётся работа, тем лучше будет усваиваться материал.

Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим их звукам. Они учатся прислушиваться и внимательно слушать, узнавать и различать неречевые звуки, различать одинаковые звуковые комплексы по высоте, силе и тембру голоса. У них формируется умение сопоставлять речевые звуки со звуками окружающей природы.

Ребенка окружает множество звуков : как неречевых - шум ветра, шелест листвы, крики птиц, работа двигателей машин и многие другие, так и речевых: чтение книг, рассказ взрослого, беседы. Необходимо помочь ему ориентироваться в этом огромном мире звуков.

Итак, как построить свои занятия?

Сначала по дороге домой или из дома с вашим ребенком, попробуйте послушать, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры: «О чем говорит улица (двор, лес?», «Кто больше услышит», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Дома можно проводить кратковременные «минутки тишины», чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире.

Выполняя домашнюю работу на кухне, мама вовлекает ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия. Обратите внимание ребенка на то, как кипит чайник – буль-буль, как звенит посуда – дзынь- дзинь, как льется вода из крана –с-с-с, как стучит нож – вжик – вжик. Также обратите внимание ребенка на тиканье часов – тик – так, гул пылесоса – у- у- у.

Во время прогулок привлекайте внимание детей к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада пошуршите листьями, походите по опавшей листве, прислушиваясь к ее шуршанию. Зимой послушать скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых. Кроме того, гул самолета и машин пусть тоже становится предметом внимания детей.

Приучать детей вслушиваться в звуки можно дома при прослушивании аудиозаписей звуков живой и неживой природы, музыки. А еще дома можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Цель приведенных ниже игр и упражнений — учить детей узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и слуховую память.

Узнай, что звучит?

Оборудование: звучащие игрушки: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушки и т. д.

На столе несколько звучащих игрушек. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

Разные звуки

Оборудование: металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик.

Перед ребенком выставляется от двух до пяти предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются другие варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкого различия звучаний.

Узнай, что в коробочке.

Оборудование: металлические баночки, сыпучие продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.

В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается вначале двумя, затем увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Расскажи, что я делаю.

Надо собрать в доме все предметы, которые могут издавать какой либо звук : бумагу, посуду (желательно небьющуюся, папины инструменты (если он разрешит, игрушки и т. п. Позвените, погремите, пошуршите всем этим, и пусть ваш малыш с закрытыми глазами попытается угадать, какие предметы у вас в руках. Иногда ребенку тоже можно выделить роль ведущего, это сможет поддержать его интерес к игре. Правила можно усложнить, если использовать только звуки игрушек или звуки посуды. Но не увлекайтесь, сразу собрав все шумные предметы. Сначала ребенку будет трудно ориентироваться среди множества незнакомых звуков, поэтому начинайте с двух-трех предметов, контрастных по звучанию. Когда ребенок запомнит эти звуки, можно добавить еще и еще – насколько хватит у вас терпения, а у малыша объема памяти.

Чудо-звуки.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

Ритмический рисунок.

Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

Найди колокольчик.

Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1- 1,5 м. сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. В этой игре можно использовать погремушки, бубен, свисток.

Где играет дудочка?

Взрослый просит ребенка закрыть глаза, отходит в сторону от него (справа, слева, впереди, сзади) и играет на дудочке. Ребенок, не открывая глаз, должен указать рукой, откуда доносится звук, и повернуться лицом к взрослому.

Чья песенка слышится?

Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных инструмента, демонстрируя их звучание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Затем ребенок отворачивается, а взрослый повторяет игру на этих инструментах. Нужно по звуку угадать музыкальный инструмент и показать на него рукой.

Вариант 1: Постепенно увеличивают количество музыкальных инструментов.

Вариант 2: В ответ на определенное звучание инструментов ребенок производит определенные действия, например, когда играет гармошка – хлопает в ладоши, при звуках бубна топает и т. д.

Эта очень полезная игра, так как помимо слухового внимания развивает наблюдательность, внимательность, моторику и координирует движения.

Хлопни, как.

Предложить ребенку послушать, а потом воспроизвести по 1 (2,3) хлопку с равным интервалом под счет и без него.

Бей, барабан.

Взрослый четко произносит любое слово на выбор, затем предлагает ребенку повторить слово и постучать в барабан. Например: сан-ки, дом, ко-ро-ва, ли-са и т. д.

Угадай песенку.

Взрослый демонстрирует ребенку различные звуки : стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, палочкой по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть этих действий). Взрослый просит ребенка угадать, какой предмет звучал.

Узнай по звуку.

Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, режущих ножниц, стук режущего ножа, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т. д. Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами. Ребенок догадывается, чем взрослый производит шум, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Громко – тихо.

Взрослый, гуляя с ребенком на улице, обращает внимание на большие и маленькие машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко Би-Би. Как подает сигнал большая машина? Ребенок громко произносит: Би – Би. Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: би – би. Как сигналит маленькая машина? Ребенок тихо произносит: би – би. Взрослый говорит: Как только поедет машина, ты должен дать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо.

Песенка ветра.

Взрослый, гуляя с ребенком, обращает внимание на легкий ветерок, качающий травку, цветы или сильный ветер, качающий ветки деревьев. Если сильный ветер, его песенку поем громко и длительно, если тихий ветерок – тихо и длительно.

На прогулке взрослый говорит, что сегодня дует ветер тихо, вот так: «У-у-у (тихо и длительно поизносит звук У, ребенок повторяет: У-у-у-у.

В конце прогулки взрослый обращается к ребенку: «Вдруг подул сильный ветерок, он громко загудел: «У-у-у-у»(Громко и длительно произносит звук У). Ребенок повторяет. Дома можно повторить «песенки» сильного и слабого ветра.

Узнай по голосу.

В игре участвуют все члены семьи. Ребенок знает их голоса. Взрослые поочередно воспроизводят неречевые звуки : «песню водички (с-с-с-с, шум пылесоса (у-у-у-у, песенка змейки (ш-ш-ш-) и т. д. Ребенок, не видя взрослых, должен угадать, кто говорит. (бабушка, дедушка, сестра, брат, мама, папа).

Угадай, кто идет.

Взрослый показывает ребенку игрушку медведя и говорит, что у него лапы толстые, большие, он ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как медведь. Потом взрослый показывает мышку, и говорит, что мышка, бегает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок бегает, как мышка. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно - то ходит, как медведь, то бегает, как мышка.

Менять темп звучания бубна можно не более 4-5 раз.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании здорового образ жизни детей» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании речи у детей» Уважаемые родители! Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми,.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей.

Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках
Опубликовано: 7 октября 2018 в 14:54
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД