МААМ-картинки

Роль сказки в духовном становлении личности ребёнка

Надежда Белогорцева
Роль сказки в духовном становлении личности ребёнка

"Роль сказки в духовном становлении личности ребёнка"

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

• Побуждать у детей интерес к сказкам.

• Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Публикация «Роль сказки в духовном становлении личности ребёнка» размещена в разделах

• Понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего ребёнка.

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.

Любой педагог, вдумчиво работающий с детьми дошкольного возраста, понимает, что развитие интеллекта важный процесс, но воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения сочувствовать и сопереживать, уважения к окружающим людям — процесс не менее, а может быть и более значимый.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, можно предлажить детям выполнить имитационные движения, использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланеленграфа.

После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность «проиграть»жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставить сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующем:

— отсутствие в сказках нравоучений;

— неопределенность места действия и главного героя;

— образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;

— победа добра, психологическая защищенность;

— наличие тайны и волшебства.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они — существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

В работе используются различные формы организации работы со сказкой при работе с детьми :

– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с воспитателем деятельности;

– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Для работы со сказкой с целью воспитания нравственных качеств можно выделить следующие методы: беседа, пересказ, сказкотерапия.

Один из используемых методов при работе со сказкой – беседа. Для беседы с дошкольниками заранее готовятся вопросы. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.

Сказкотерапия – этот метод используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, воспитании моральных качеств личности дошкольников она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает в систематической и планомерной работе по формированию чувств и сознания детей, формированию нравственных понятий.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Консультация «Роль животных в жизни ребёнка» Часть 1 Современное воспитание ориентирует детей в основном на освоение мира техники. В результате ребёнок чувствует себя частью технократической.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сказки в духовном становлении личности ребёнка
Опубликовано: 17 июля 2020 в 12:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД