Папки-передвижки

Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Светлана Парамонова
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как: социальная и интеллектуальная компетентность, креатив ность, инициативность, самостоятельность и ответствен ность, коммуникативность.

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Но с этими словами можно и не согласиться. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

Публикация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать художественные произведения, в частности сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Но просто читать сказки – этого мало. Можно в старших группах попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений предлагается детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно добывать знания.

Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется ряд требований и к произведениям устного народного творчества: высокая художественная ценность; идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей); знакомые персонажи; ярко-выраженные черты героя; понятные мотивы поступков; небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей; доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе.

Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием : вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В. И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок

( народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения последних задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.

Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.

«Математика в фольклоре»

- Прочитать предложенный элемент устного народного творчества;

- Установить, о чем в нем говориться (о каком числе, величине, и т. п.) и для чего это используется;

- Объяснить смысл прочитанного;

- Если на одно и то же число, величину дано несколько элементов устного народного творчества, сравнить их между собой и выделить то общее, что у них имеется;

- Привести пример еще одного элемента устного народного творчества или произведения фольклора на ту же тему (число, величину);

- Нарисовать свой рисунок к прочитанному;

- Подготовить краткий устный рассказ о том элементе устного народного творчества, который больше всего понравился.

Публикации по теме:

Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе» Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества.

Панно «Полянка» для развития мелкой моторики пальцев рукПанно «Полянка» для развития мелкой моторики пальцев рук Пано "Полянка" выполнено из кусочков тканей разной фактуры;также использовались пуговицы,кнопки,крючки, липучки,цветные нитки. Это пано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 29 мая 2014 в 22:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Парамонова (УИ 114116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД