Анна Семенкова
Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая на протяжении всего детства. Самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для воспитания и развития детей. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют, что такое хорошо и плохо. Сказка — это способ общения с малышом на доступном и понятном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Дети, которые с раннего детства читают сказки, раньше начинают говорить.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!
С помощью сказки у ребенка можно развивать :
• Умение слушать
• Умение познавать
• Умение мыслить словами
• Правильную связную речь
• Мышление, внимание
• Мимику лица и жесты
• Чувство юмора
• Память
• Внутренний мир ребенка
Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причем на подсознательном уровне. Сказка заранее готовит ребенка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, и подсказывать пути решения сложных житейских задач.
Воспитание через сказку – это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие доверительные отношения без скучных наставлений, которые вызывают отрицательные эмоции. Сказка – это занимательный урок нравственности.
Как правильно читать ребенку сказку :
• Лучше рассказывать, а не читать (вовремя заметите реакцию ребенка);
• Не отвлекаться во время знакомства со сказкой (разделите эмоции с малышом, сопереживайте, рассказывайте эмоционально);
• Выполнять творческие задания (рисунок по сказке или проигрывание сказки кукольным театром);
• Лучше читать, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении;
• Не отвлекаться во время знакомства со сказкой (разделите эмоции с малышом, сопереживайте, рассказывайте эмоционально);
• После прочтения обсудите героев и их поступки (не навязывайте мораль, пусть ребенок сам сделает вывод);
• Выполнять творческое задание (рисунок по сказке или проиграть кукольным театром).
Если ребенок просит рассказать одну и ту же сказку несколько раз, значит он пытается решить проблему, не сердитесь. В этом и есть суть воспитания через сказку и сказкотерапии. В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который преображает детей. Терапевтические сказки направлены на решение конкретной проблем детей, помогая преодолеть истерики, капризы и плохое поведение.