МААМ-картинки

Роль сказки в становлении личности дошкольника

Наталья
Роль сказки в становлении личности дошкольника

Очевидно, что каждое новое поколение приникает к роднику народной мудрости, черпая из него пленительные художественные образы. В том – то и состоит суть народного искусства, живого, подвижного, вечно меняющегося, способного войти в нашу жизнь как собеседник и как нравственный ориентир. Многие века поют благодарным слушателям о радости, любви и счастье гусли – самогуды, волшебная свирель, чудесные листочки.

Публикация «Роль сказки в становлении личности дошкольника» размещена в разделах

«Просто Василиса Премудрая!» - восхищаемся мы чьим – то умом. «Хитёр как лиса», - негодуем по поводу чьей – то изворотливости. Говорим так и не задумываемся особо, что наш метафорический язык воссоздаёт образы народной мудрости, ставшие органической частью нашей повседневной речи. Так, образ лисы – хитрого и лукавого зверя – стал художественным средством изображения человеческих пороков – хитрости и лукавства. Образы волка с его неразумной жадностью, трусливого зайца, неуклюжего медведя переходят из одной сказки другую, в силу своей объёмности позволяют, не изменяя их существа, наполнят каждый раз конкретным современным содержаниям.

Волшебные сказки – образец слияния чудесного вымысла и жизненного содержания – радуют своей беспредельной, почти неограниченной фантазией и одновременно поднимают читателя (слушателя) до высот социального сознания. С трогательным волнением предаётся в сказках мысль о привязанности человека к родному краю. Родина – милый сердцу край, к которому стремится герой сказки всеми своими помыслами и чувствами. Какие бы удачи и счастье ни сулила жизнь в далёких краях люди в сказках, как и в жизни не мыслят своего существования без родины.

Сказки внушают дух уверенности бодрости, радость приятия жизненной борьбы за справедливость. Сказки выражают веру в победу высших нравственных начал, в торжество справедливости. Сказки рассказывают о предельно завидной участи тех, кто, пройдя через цепь испытаний, достигает желанных целей. На долю героев и героинь выпадают всякие невзгоды: им вредят злые, завистливые люди, враждебные силы стихий. Чудеса случаются, как правило, только с любимыми народными героями, правдивыми, честными, совестливыми, усердными в делах, отважными в минуты опасностей.

Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно оставляют своих героев в ситуации победителей и заставляют своих юных слушателей ликовать, когда чудовища повергнуты в прах, злодей наказан, добро торжествует. Ни одна победа не остаётся неотомщенной. Презираемому и униженному дарится благополучие. Сказки обряжают крестьянских сыновей в царские одежды, делают их правителями, королями. Все чаяния, устремления, надежды выражаются в сказки с такой силой, что волшебная история превращается в свидетельства очевидца.

С помощью сказки мы уносимся в подземное царство, взбираемся на хрустальную гору, переплываем моря и океаны, говорим с троллями, скачем на златогривом коне, восхищаемся пением волшебных листочков. При всём при том, сказки различают правду и ложь, выдумку и реальность.

Для сказок характерны устоявшиеся инициальные формулы: «Жил – был на свете крестьянин – ни богат, ни беден, и было у него три сына», «Жили – были на свете король с королевой. И была у них дочка – добрая – предобрая, а лицом – с белым цветком схожа».

Много общего у русских народных сказок с мировым фольклором – утверждение добра и справедливости, философское осмысление жизни, поэтическое восприятие и осмысление природных явлений. Вот лишь несколько примеров. Предания о великанах, часто встречающихся в скандинавском фольклоре. Эти исполинские образы, в трактовке известного нашего ученого А. Н. Афанасьева, олицетворяют собой тёмные массы туч, какими сопровождается их воздушный налё т: вихри, метели, град, вьюги, дождевые ливни и громовые удары. В сокрушённых обломках скал, в исторгнутых с корнем вековых деревьях и в других следах, оставляемых разрушительными бурями и грозами, «детская фантазия первобытных племён выдела результаты деятельности облачных духов; от чрезмерности тех средств, какие требовались для совершения подобных подвигов, она необходимо заключала о громадности самих деятелей».

Норвежская сказка «Коза Золотые рожки» и шведская сказка «Златогривый конь» вызывают много ассоциаций. В народном творчестве вообще часты повествования о мифических животных – быках и коровах. Наряду с золотогривыми конями народная фантазия создала тура – золоторогих, золотохвостых коров, баранов и овец с золотой и серебряной волною, козу – золотые рога. В старину люди не только признавали в облаках небесное руно, но и олицетворяли их бодливыми баранами, резвыми овцами, прыгающими козами. Сияния молний, обыкновенно уподобляемое блеску благородных металлов, заставило соединить с облачным руно эпитеты «золотого» и «серебряного». Сверх того, в сказочном эпосе встречается чудесный козёл и овца, которые, подобно мифическим коням рассыпаются златом и серебром. Разя тучи, молния проливает из них дождевую влагу, так как, с одной стороны, рога животных издревле употреблялись вместо пиршественных кубков, а с другой – рог был символом молнии отсюда и возникло представление о роге изобилия, расспыляющем на землю цветы и плоды.

Датская сказка «Волшебное дерево» с мотивом чудесного исцеления благодаря волшебным яблокам также имеет много аналогов. По древним преданиям в райских садах и рощах, на тенистых деревьях зреют золотые плоды (яблоки, дающие вечную молодость, здравие и красоту. По своим чудесным свойствам волшебные золотые плоды тождественны с бессмертным напитком – живой водой. Народный сказочный эпос обыкновенно сопоставляет оба это представления и соединяет с ними одинаковую жизненную и целебную силу. Блестящие молнии древние люди принимали за золотые шары, а они породили миф о золотых плодах, зреющих в счастливую пору весны и лета на деревьях – тучах. Благодаря животворящим свойствам, приписываемым небесным яблокам, русское придание даёт им название «молодильных» : стоит только вкусить от этих плодов – как в тот час же сделаешься и молодым, и здоровым. Так же возвращают здоровье и скандинавские волшебные яблоки.

Среди бытовых сказок особо выделяются сатирические. Их отличает задорная, весёлая шутка, резкая насмешка, обличающая трусливость и глупость корыстолюбивых богачей. Озорство, бесшабашная удаль в сочетании с мудростью свойственны старому, доброму знакомому – солдату и сказке «Огниво» Х. К. Андерсена. Его меткие афоризмы: «Спасибо – то в карман не положишь и шубу из него не сошьёшь», «кому служба – мать, а кому – мачеха» - надолго остаются в памяти. А вот этот афоризм: «Откуда птицы – пигалицы пошли» из знакомой сатирической сказки с её едким сарказмом по поводу спесивых дочерей богатого мельника тоже невозможно забыть.

Среди детских сказок наряду с творениями оригинальными, не встречавшимися больше нигде, есть произведения со своеобразной интерпретацией популярных сюжетов. Особенный интерес вызывает сказка о «Царевне Несмеяне». Сюжет её не принадлежит к числу особо знаменитых это не «Красная Шапочка», не «Спящая красавица», не «Сказка о рыбаке и рыбке». Она не вдохновила поэтов, на сюжет этой сказки не написано ни опер, ни картин. В русском сказочном репертуаре она представлена всего пятью записями. И тем не менее это скромная сказка привлекательна для фольклористов, в частности известный учёный В. Я. Пропп на её основе сделал интересное исследование «Ритуальный смех в фольклоре».

Сюжет этой сказки перекликается с другими в основном дело сводится к тому, что царевна почему – то никогда не смеётся. Отец обещает её руку тому, кто её рассмешит. Задача эта решается различно, в основном тремя способами: герой обладает помощниками, благодарными животными, которых он купил, или выкупил, или каким – то образом приобрёл. Перед окнами царевны он падает в грязь или в лужу, животные (мышь, рак, жук и др.) своими лапками заботливо его очищают и обхаживают, и это вызывает у царевны смех. Другой способ: герой владеет волшебной дудочкой и под звуки этой дудочки он перед окнами царевны он заставляет плясать трёх свинок. Это и вызывает смех. Третий способ состоит в том, что герой владеет золотым гусем (немецкий вариант) к которому все прилипают. Зрелище этого шествия вызывает смех царевны и после этого следует брак.

Волшебные сказки счастливо кончаются и имеют традиционную финальную формулу, свидетельствующую о благополучии героев: «Жили они потом долго и счастливо». Иногда финальные формулы претендуют на достоверность происходящего: «Труд ей всегда был в радость. Вот и осталось она до старости статной да пригожей», «Но в счастье не забыли братья старого отца с матерью и взяли их к себе, и жили они все вместе до конца дней своих». А также финальная формула может выражать похвалу слушателю или читателю за проявленный интерес к сказке : «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!».

Волшебная сказка – наивысший взлёт народной фантазии. Чем она полезна детям? Занимательной, запоминающейся образной форме даёт ребёнку, ещё не владеющему языку цифр и фактов, основы морали. Сказка расширяет представление о добре и справедливости. Сказка даёт детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопится объяснять мир, - предостерегает писатель Юрий Нагибин, - надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь – тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностей человека.

Секрет воздействия сказки – в представлениях, которые она вызывает у маленького слушателя (читателя, заставляя его мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, порождаемых сказкой. Но самое главное то, что с помощью сказок ребёнок поднимается в своём миросознании до небывалых горизонтов.

Наша русская земля богата старинными преданиями об исторических личностях церквах и усадьбах, о курганах и палях сражений, о богатырях и вересковых долинах, о днях великих бедствий, о временах войны и мира. Эти придания живут в книгах и на устах народа, они летят в неизведанные дали подобно птицам, и разнятся друг от друга, как зима и лето.

А напоследок хотелось бы сказать только одно : «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам – урок!» А. С. Пушкин

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сказки в становлении личности дошкольника
Опубликовано: 30 июля 2022 в 21:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД