Наталья Ращектаева
Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – отличный материал для развития детей.
Легкая для детского восприятия по содержанию, формирует понимание о добре и зле. Также сказка используется как средство развития речи детей дошкольного возраста, ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать, обсуждать. Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых известных и простых сказок, состоящих из повторяющихся действий ("Репка", "Колобок", "Теремок", "Гуси-лебеди", ребенок переходит к прослушиванию историй, более сложных и с большим количеством событий. Звучит множество новых для ребенка слов. Однако они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают!
Публикация «Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:
-расширяет словарный запас ребенка
-преподносит готовые художественные обороты и метафоры
-показывает пример составления различных предложений
-естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
В дошкольный период у детей очень быстро развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и делать элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой - организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Из этой статьи легко сделать вывод, что сказки очень важно и нужно читать, они очень полезны и развивают кругозор ребенка!