Турпанова Елена
Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей
Аннотация: Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребенка. Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребенка, а также фактором развития личности в целом. В статье раскрывается роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребенка.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следствие этого – эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Эмоциональное состояние ребенка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребенка, а также фактором развития личности в целом.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольном возрасте. Именно в этот период он получает первый опыт общения, который во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Вопросами формирования коммуникативных навыков в эти возрастные периоды много внимания уделяли такие ученые как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и другие.
Опыт работы с детьми показал, что многие дошкольники не могут вступать в контакт, эффективно общаться, не умеют задавать вопросы и отвечать на них, при этом они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог.
В своей работе с детьми дошкольного возраста мы обнаружили проблемы взаимоотношений между дошкольниками, нередко случались конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно - образовательному процессу в целом.
Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности.
Все это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
Театрализация помогает всесторонне развивать ребенка, ведь посредством этой деятельности дети знакомятся с содержанием художественных произведений, постигают нравственный смысл рассказов, учатся думать, развивают диалогические навыки.
Поэтому возникла необходимость проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Театрализованная деятельность играет положительную роль в коммуникативном развитии дошкольников, обеспечивая его правилами решения и способами поведения в различных жизненных ситуаций. На основе опыта, полученного в игре, ребенок познает, как необходимо вести с друзьями, чтобы тебя уважали, как следует обращаться к воспитателю, что необходимо сказать при встрече соседям и многое другое. Театрализованная игра представляет большие возможности для усвоения ребенком норм и правил, принятых в обществе.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
В работе с воспитанниками, стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с лисичкой (перчаточной куклой, далее проводятся игры импровизации «Лисичка умывается», «Лисичка собирается на прогулку», «Лисичка идет и виляет хвостом».
Другие игры с лисичкой «Покажи как Лисичка читает стихотворение», «Покажи, как Лисичка рассказывает о том, как она ходила к гости к зайцу», «Покажи, как Лисичке приснился страшный сон», «Расскажи, где была лисичка» позволяет активизировать речевое развитие детей, воображение. Ребенок, даже самый застенчивый, не стесняется и ведет диалог за Лисичку. Ведь это Лисичка рассказывает стихотворение, а не он сам.
Подобные театрализованные игры помогли улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими, которые могут стать основой для последующих драматизаций.
В ходе работы над постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно, когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга.