МААМ-картинки

Роль воспитателя в развитии речи детей

Корнеева Ольга
Роль воспитателя в развитии речи детей

Роль воспитателя в развитии речи детей.

В настоящее время большое количество детей страдает нарушениями речи.

Очень важно как можно раньше начать целенаправленную работу по профилактике речевого недоразвития у детей. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания.

Публикация «Роль воспитателя в развитии речи детей» размещена в разделах

Начиная с младших групп воспитатели должны развивать у детей физиологическое и речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата.

В игровой форме воспитатель знакомит детей с правильной артикуляцией звуков, начиная с гласных. Каждый звук прорабатывается отдельно. Например, при работе со звуком [У] можно прочитать рассказ про паровозик, который громко гудел: у-у-у-у. Обязательно фиксируется внимание детей на форме губ при произнесении данного звука. Дети хором и индивидуально поют «песенку паровозика».

Аналогичная работа проводится с простыми согласными (Б, П, Д, Т, М). Дудочка играет: «ду-ду-ду», труба поет: «ту-ту-ту».

Постепенно включаются в работу свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Воспитатели должны хорошо знать правильное положение языка и губ при произнесении того или иного звука. В обратном случае можно только навредить. Переучить ребенка будет трудно.

Артикуляционную гимнастику советую выполнять ежедневно 2 раза в день по 5 минут. Каждое упражнение повторять от 5-ти до 10-ти раз. Гимнастика для языка улучшает кровообращение, развивает подвижность языка, укрепляет мышцы речевого аппарата, помогает быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Работа над речевым дыханием обеспечивает хорошую дикцию и чёткое произношение звуков.

Во время занятий необходимо соблюдать следующие требования:

-при вдохе плечи не поднимать;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- щёки не надувать (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

- не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

- желательно выполнять от 1-го до 3-х упражнений по 4-5 раз, с учетом возраста детей.

Если у ребенка в 3 года наблюдаются серьезные речевые проблемы, воспитатель информирует об этом логопеда.

Вопрос об эффективном сотрудничестве воспитателя и учителя-логопеда в преодолении речевых нарушений у детей является крайне важным.

Между педагогами должен осуществляться обмен диагностическими сведениями о воспитанниках группы.

В начале года воспитатель наблюдает за детьми в различных видах деятельности, проводит диагностику каждого ребенка, в частности, по речевому развитию, составляет список детей, нуждающихся в специализированной помощи. Логопед совместно с психологом проводят ежегодное комплексное обследование, по результатам которого воспитателям даются рекомендации по индивидуальной работе с детьми.

Большое внимание нужно уделять речевым играм, которые таят в себе безграничный потенциал развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей, которые можно использовать при изучении разных лексических тем.

1. Игры «Назови ласково» и «Кто детеныши?» обучают детей словообразованию.

2. Игра «Один-много» закрепляет правильное употребление существительных мн. числа в им. и род. падежах.

Это чашка- а это… чашки. Ты видишь много … чашек.

Для детей старшего возраста игра усложняется добавлением прилагательных.

Н-р: …это голубые чашки, много голубых чашек.

3. Упражнения «Посчитай предметы от 1-5 (10)», «1-2-5-9» обучают детей согласованию существительных с числительными.

Одна (порхающая) бабочка, две (порхающие) бабочки, … пять (порхающих) бабочек…

4. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» направлено на формирование относительных прилагательных.

Мяч из резины- резиновый мяч, дом из кирпича- кирпичный дом…

5. Д/у: «Чей предмет?», «Чей хвост? Чья морда?». Цель: образование притяжательных прилагательных.

сумка мамы – мамина сумка

галстук папы – папин галстук

газета дедушки – дедушкина газета

хвост лисы – … лисий хвост

морда волка – … волчья морда

Необходимо обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

6. Д/ У «Подбери слова – признаки».

-Яблоко какое?– спелое, румяное, наливное, сладкое, кислое, ароматное, душистое, сочное, твердое, мягкое, красное…

7. Д/У «Подбери слова -действия»

-Яблоко что делает? – растет, зреет, наливается, падает, лежит….

8. Д / У «Скажи иначе».

- Какими словами можно заменить слово «большой»? - огромный, громадный, гигантский, могучий, крупный, большущий, здоровенный…

9. Д/У «Подбери предметы к признакам».

- Про что можно сказать:

Собачий –(хвост, глаз, нос, нюх.)

Собачья - (шерсть, лапа, голова, будка, конура,.)

Собачье – (сердце, ухо)

Собачьи – (глаза, уши, лапы, когти)

10. Игра «Часть и целое» формирует умение называть части предметов.

Например, у дерева есть: ствол, корни, ветки, почки, листья, крона, плоды (шишки, крылатки, сережки, желуди).

11. Д/ У «Подбери родственные слова».

Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь.

12. Образование слов с двумя корнями.

Пыль сосет – пылесос

Сам варит – самовар

Рыбу ловит – рыболов

13. Работа с многозначными словами.

1) кисть рябины, кисть руки, кисть для рисования;

2) лук – ручное оружие, овощ;

3) коса – орудие труда, заплетенные волосы…

14. В игре «Скажи наоборот» дети подбирают слова-антонимы к существительным (день-ночь, сахар-соль, к прилагательным (одежда широкая–узкая, длинная-короткая, к глаголам (надевает-снимает, поднимается-спускается, взлетает-садится) и наречиям (справа-слева, вблизи-вдали).

15. Склонение существительных и прилагательных в косвенных падежах.

-Что? … (белый) снег

-Нет чего? (белого) снега

-Рады чему?. (белому) снегу

-Довольны чем? … (белым) снегом

-Говорим о чем? … о (белом) снеге

-Зимой мы на чем катаемся? (на санках, на лыжах, на коньках.)

-А летом? (на самокатах, на велосипедах, на роликах)

16.Работа над правильным употреблением предлогов.

- Где лежит тетрадь? (на столе)

- Откуда девочка взяла тетрадь? (со стола)

- Куда залез котенок (под кровать)

- Откуда он вылез? (из-под кровати)

- Где стоит девочка? (за шкафом)

- Оттуда она выглядывает? (из-за шкафа)

17. Игры с чистоговорками, поговорками, скороговорками, пословиц

ами[/b] расширяют словарь детей, делают речь богаче:

«Без друга в жизни туго»

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

В результате систематической работы можно достигнуть значительных успехов в развитии речевых навыков детей. Воспитанники научатся правильно произносить звуки, будут обладать внушительным словарным запасом и грамотно изъясняться.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в развитии речи детей
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 21:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД