Получи документы

Роль этнической среды в воспитании подрастающего поколения

Алла Мирон
Роль этнической среды в воспитании подрастающего поколения

Мирон А. А воспитатель

МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок»

Роль этнической среды в воспитании подрастающего поколения

Предавать забвению традиции предков - преступление.

Ю. Шесталов

Детская этническая среда всегда являлась мощным фактором воспитания, самовоспитания и взаимного воспитания подрастающего поколения. У детей есть взгляды на родителей и близких, на сверстников, есть присущий им мир, в котором ребенок не только объект, но и субъект воспитания, как воспитатель и как воспитуемый.

Публикация «Роль этнической среды в воспитании подрастающего поколения» размещена в разделах

В детской среде используются оригинальные меры педагогического воздействия, своеобразные средства умственного развития, методы стимулирования творческой активности и самодеятельности.

По всей вероятности, в результате подражания детей взрослым в их среде в своеобразном преломлении отражаются многие методы воспитания и обучения, известные их родителям.

Например, у ханты и ненцев подросшие мальчики становятся «охотниками», которым подражают младшие, а девочки сразу входят в роль «матерей»; детская среда самобытна, и детская жизнь в известной степени обособляется от жизни взрослых.

Мы говорим о детском труде, о детском здоровье, о детском уме, о детских эстетических представлениях и даже о моральном кодексе детей. Народными педагогами это не только признавалось, но и определенным образом поддерживалось.

У народов Севера практиковалось, например, строительство особого молодежного чума, в котором собиралась как молодежь, так и дети для совместных полезных занятий и развлечений. Описывая такой чум, исследователи отмечали: «Не только зрелый возраст, но и юность, и детство имеют собственную ценность, и не могут быть рассматриваемы только как переходы и мосты».

Относительная самостоятельность детской среды проявляется в возникновении чисто детских трудовых «артелей», игровых компаний и даже певческих групп, что наблюдается у хантов и манси, как, впрочем, и у других народов Севера.

В приречных стойбищах нередко можно было наблюдать, как возникали детские «рыбачьи артели», причем очень часто состав подобных артелей оставался неизменным, по меньшей мере, в течение лета. Обязанности в подобной «артели» четко распределялись без всякого вмешательства со стороны взрослых: одни загоняют рыбу, другие удят, третьи собирают рыбу. При ловле рыбы сетью, обычно мальчик помладше караулил наловленную рыбу, а остальные попеременно тянули сеть; не входящие в артель также не оставались без дела: или загоняли рыбу, поднимаясь против течения к сети, или помогали вытаскивать сеть на берег, или собирали рыбу. Добычу дети делили поровну, если учесть, что одинаковая со всеми доля доставалась и владельцу сети, хотя и не принимавшему участия в ловле рыбы. Это было общепринято в народной среде и не требовало особого предварительного согласования. Руководителем детской «рыбной артели» формально оказывался владелец сети, а в действительности же мог быть любой, кто отличался большими умениями в рыбной ловле.

Нередко рыболовство совершалось параллельно с пастьбой оленей: вечером и рано утром дети ловили рыбу, а ночью караулили оленей и варили уху. Порою и во время пастьбы оленей днем меньшая часть артели караулила их, а большая - ловила рыбу. Дети могли входить в одну «оленеводческую» артель и в то же время находиться в разных «рыболовецких» артелях. Пасти оленей удобнее было большими группами: дети караулили оленей по очереди, а в свободное время занимались более интересными делами. Вто же время рыбу ловить большими группами было неудобно, и «артели» создавались в зависимости от того, сколько было рыболовных снастей.

Детские игровые компании обычно объединяли детей примерно одного возраста из близлежащих чумов или стойбища. Состав их также был относительно постоянен. Правда, из-за того, что зимние игры и забавы заметно отличаются от летних, то и состав игровых компаний мог несколько варьироваться в зависимости от времени года. Обычно в летних играх участников было больше, чем в зимних. Любопытной особенностью детских игр - как и зимних, так и летних - является покровительственное отношение старших к младшим. У северных народов наблюдается особенное любовное отношение старших к младшим.

В певческие группы обычно входили те же дети, которые составляли одну игровую компанию, с той лишь разницей, что в них вовлекались девочки и мальчики. Дети проявляли большую изобретательность в придумывании плясовых мелодий, сами делали многие примитивные музыкальные инструменты, упрощали национальные инструменты, распространенные среди взрослых. Надо сказать, что у северных народов было огромное многообразие музыкальных инструментов, которые не только мастерились детьми, но нередко усовершенствовались или даже изобретались ими. Особенно интересными были инструменты, делаемые из «подножного материала» : стебли трав, береста, рога, дерево, глина и т. п.

В процессе труда, игр, песен и плясок дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом. Игры проходили при соблюдении уговора или правил, а это и есть одно из проявлений того самого традиционного «морального кодекса», который передавался из поколения в поколение, порою даже минуя взрослых. Чрезвычайно ценно, что во время игр среди хантыйских детей не возникало драк на почве соревнования и конкуренции.

Труд и игры детей расширяют их представления об окружающем мире, у них наблюдаются даже попытки самостоятельно классифицировать наблюдаемых птиц, насекомых, растений и т. п. Эти знания, получаемые детьми эмпирическим путем, специфичны, они не всегда полностью совпадают с представлениями взрослых, т. е. дети даже в этом проявляют относительную самостоятельность.

Независимость детей в суждениях от взрослых наблюдается не только в прошлом, но и в настоящее время.

У детей Севера есть свои самобытные музыкальные инструменты (дудочки, свистульки и т. п.); скульптурные изображения (деревянные куклы, макеты животных и пр., песни и даже сказки. Дети любят поговорить, охотно сообщают друг другу услышанные прибаутки, рассказы песни, сказки. Уже приемы рассказывания четырех-пятилетних детей характеризуются строгим соблюдением сказочной обрядности, стремление к точной передаче диалогов, проявлением интереса к отдельным конкретным, индивидуальным подробностям. Композиция детского рассказа на Севере обычно существенно отличается от рассказа взрослого: часто отсутствует вступление, рассказ сжат и схематичен, композиционная схема характеризуется известной обнаженностью.

Дети в соответствии со своими представлениями об окружающей действительности по-своему «редактируют» сказки взрослых, или точнее, адаптируют их, если записать одну и ту же сказку у шестилетнего, двенадцатилетнего, восемнадцатилетнего и шестидесятилетнего, записи будут резко отличаться друг от друга, причем отличия будут определяться не только и не столько индивидуальными, сколько возрастными особенностями рассказчиков. Знаменательно, что наиболее интересными всегда оказывались тексты двенадцатилетних: они эмоциональнее, динамичнее, воинственнее, и что тут скрывать, агрессивнее.

Примечательна эволюция старинных традиций и приспособления их к современным условиям на примере заучивания детьми наизусть биографий известных представителей из среды своего народа.

В чуме нередко можно услышать из уст мальчика или девочки биографию хантыйского поэта Ю. Вэллы. Биография сопровождается декламацией проникновенно ласковых строк поэта в духе древних песен-причитаний.

Пела игла.

Серебристою нитью блистая.

Тонкие руки.

Стелились и прыгали ввысь.

Традиционной формой изложения биографии того или иного человека была «Песня судьбы», сочиненная им самим. Это лишь один из жанров, так называемых, бытовых или индивидуальных песен, мужских и женских. Среди них были и лирические, и эпические, и средние между этими категориями. В них нередко видится пространное описание какого-либо события. У хантов принято было петь на пиршестве после приезда песню собственного сочинения по поводу поездки. Слагались также похвальные песни, песни жалобы, любовные, социально-конфликтные, песни, посвященные ребенку или животному.

Пожалуй, лучшими из песен были посвященные детям. Важнейшей функцией индивидуальной песни было сохранение имени автора - так в древних обществах подчеркивалась ценность, незаменимость индивида. Песни имели стабильный текст, который выучивался другими исполнителями. Существовали и песенные импровизации, хотя ими не ограничивается песенный фольклор хантов. Песенный жанр довольно гибок и открыт новой тематике. В недавних песнях слышится тревога за будущее народа, а поскольку они распространены в детской и молодежной среде, то это чувство передается подрастающему поколению.

У детей есть свои речевые обороты и выражения. Во многих игровых прелюдиях и речитативах сохранились слова, непонятные взрослым. Порою, дети переделывают на свой лад даже загадки, заменяя общепринятые слова своими. Многие непонятные слова, содержащиеся в загадках, - это или детские слова, переставшие быть понятными, или же слова праязыка, смысл которых утрачен. Во всяком случае, в детском языке прослеживается сохранение следов детского этноса. Сказывается, конечно, и взаимовлияние соседей. В детских выражениях чрезвычайно много любопытного и труднообъяснимого. Так или иначе, детская среда и в играх, и в языке, и в песнях, и даже в считалках сохранила, по-видимому, многое из того, что имело место в эпоху, именуемую детством человечества. Вероятно, здесь могло сохраниться и древнее этническое, и древнее общечеловеческое.

В произведениях фольклора ненцев, хантов и этнографических документах с осуждением говорится о тех, кто не дорожит родственными отношениями, разрушает связи между родными братьями и сестрами. Но в то же время не зафиксировано ни одного случая нарушения священного союза дружбы - побратимства, которое, по всей вероятности, ценилось даже выше, чем кровное родство. Это свидетельствует о том, что уже у подростков проявляется вполне зрелый подход к общепринятым моральным нормам, и, прежде всего - к традициям преданности в дружбе. В этом, в свою очередь, проявлялась эффективность педагогической роли самой детской среды,

всемерно поддерживающей и развивавшей добрые обычаи народа, известные испокон веков. Такая поддержка обычаев была неписаным законом, требованием детского «морального кодекса».

В своей среде дети самостоятельны, вполне проявляют себя как субъекты воспитания, выступая объектно - воспитанниками и воспитателями - во взаимном воспитании, а субъектно - в самовоспитании.

Список используемой литературы

1. Сподина В. И. «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири» - Москва «Диамант-1» 1995г.

2. Шесталов Ю. Ханты, манси - кто мы? - издательство «Стерх»,1993г.

3. Еремей Айпин Клюквинка и травяная косичка - Москва издательство «Икар»1997г.

4. М. Вагатова «Маленький тундровый человек» - Тюмень, издательство «СофтДизайн», 1996г.

5. Ю. Вэлла «Триптихи» - Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2001г.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения и семьи В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей «Роль развивающей предметно - пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей» Одним из важных условий реализации.

Значение экологического воспитания подрастающего поколения районаЗначение экологического воспитания подрастающего поколения района 12 октября 2012 года на базе МАУ ДО «РДТ» состоялась работа круглого стола, на котором присутствовало 8 человек, из них 7 – педагоги реализующих.

Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна,.

Консультация для родителей «Роль старшего поколения в жизни ребенка» Не следует забывать, что в социальном институте семьи кроме детей и родителей существует еще один участник воспитательного процесса – старшее.

Консультация «Роль матери в воспитании» Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить.

Консультация «Мудрость предков в воспитании подрастающего поколения» Саспенс (англ. suspense — неопределенность, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние.

Роль макетов в экологическом воспитанииРоль макетов в экологическом воспитании В наши дни экологическое воспитание имеет огромное значение и имеет огромное влияние на развитие речи, мышление, творческие способности.

Сценарий родительского собрания «Семья и семейные ценности, их роль в воспитании подрастающего поколения» Цель: актуализация вопросов значения семейных ценностей в жизни ребенка. Задачи: - определить значение термина «семейные ценности»; - воспитывать.

Совместная деятельность педагогов и родителей в воспитании здорового поколенияСовместная деятельность педагогов и родителей в воспитании здорового поколения Совместная деятельность педагогов с родителями по укреплению здоровья воспитанников. Ни одна физкультурно-оздоровительная программа дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль этнической среды в воспитании подрастающего поколения
Опубликовано: 13 января 2019 в 13:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД