Юлия Шереметьева
Конспект занятия в старшей группе «Романовская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Романовская игрушка
Администрация города Липецка
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 32 Г. ЛИПЕЦКА
по теме: «Романовская игрушка»
Воспитатель:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Романовская игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Романовские игрушки
- Старшая группа
- Темочки
Шереметьева Ю. А.
Г. Липецк
Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего края, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.
Задачи :
- формировать представление об истории создания, характере и особенностях романовской игрушки.
- закреплять умения рассматривать и выделять элементы узора (полосы, борозды, точки) и росписи на объемной форме;
- совершенствовать движения кисти руки при рисовании ;
- развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование для учащихся
-модель для раскрашивания "Романовская игрушка"
-гуашь
-кисти
-баночка для воды
-салфетка
-простой карандаш
-стиральная резинка
Ход занятия.
Есть под Липецком село,
Романово зовут его.
И живут там мастера,
Что добро несут в дома.
И добро там не простое,
И не злато- серебро.
Романовской игрушкой
Называется оно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня в руке. (в руке у воспитателя романовская свистулька).
Я пришла к вам в гости не с пустыми рукам (показывает свистульку, что это?
Ответы детей: свистулька.
Воспитатель: конечно же, это свистулька, но не простая! Я расскажу вам одну историю. В одном селе мастера придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - романовская.
(воспитатель выставляет на мольберте силуэты по рассказу)
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины. Мастера обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Они делали из глины посуду, игрушки-свистульки в форме птиц и животных (воспитатель выставляет на стол игрушки, предлагает взять в руки и рассмотреть).
Романовская игрушка изначально была небольшой, чтобы умещаться на ладони ребенка. Каждая имела обрядовый смысл: индюк служил оберегом, собака считалась охранителем, козел ржаной означал хлебное изобилие. Позднее появились образы утки, селезня, коровы, быка. К самым поздним относятся барышни с кавалерами. Они появились, когда в Липецке открылся курорт.
Ребята, давайте рассмотрим, какие краски присутствовали в росписи игрушек?
Ответы детей: красные, желтые, зеленые, серебристые.
Воспитатель: Правильно ребята, это традиционные краски романовской росписи.
Воспитатель: (обращает внимание детей на роспись) Посмотрите, элементы росписи просты и незамысловаты. Какие? (бороздки, полоски, точки).
Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку» :
педагог раздает карточки с изображением различных народных игрушек, среди них нужно найти и назвать номера соответствующие изображениям романовской игрушке.
Вопрос: Почему игрушка называется романовской?
Вопрос: Особенности романовской игрушки?
Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими. Ребята и мы с вами попробуем себя в роли народных мастеров и распишем наши игрушки. (На доске плакаты или презентации поэтапной росписи романовской игрушки).
Воспитатель: У нас есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку.
(воспитатель показывает расписного жаворонка)
У меня есть один такой жаворонок. Полюбуйтесь, какой он веселый и нарядный. Как украшена его спинка и головка. Романовские мастера просто волшебники!
Сегодня я научу вас расписывать романовскую свистульку. Сначала мы раскрасим головку нашему жаворонку, затем раскрасим спинку, работа мастера очень ответственная, поэтому нужно быть аккуратными, чтобы краски ровно легли и не растеклись (воспитатель наносит цвет). Ребята, обратите внимание на украшения нашего жаворонка (дети отмечают, что на шейке и на спинке полоски и точки серебристого цвета). Воспитатель украшает жаворонка. Вот какой забавный и нарядный получился жаворонок.
Каждый из вас возьмите заготовку для работы.
Ребята, какими красками мы будем расписывать птичку? ( Ответы детей: красной, желтой, зеленой, серебристой). А какие элементы росписи будем наносить? (бороздки, точки, полоски).
Воспитатель выставляет карточки с изображением элементов росписи.
Но перед началом работы давайте разомнем наши пальчики, чтобы они были послушными и немного поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»
Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом).
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.
(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).
Дети расписывают свистульку.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть народными умельцами?
В старину считали, что свистулька засвистит у человека с добрым сердцем и чистой душой.