Черкасова Диана Владимировна
Руководство самостоятельной двигательной активностью детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию небольшой опыт работы по теме:
«Руководство самостоятельной двигательной активностью детей младшего дошкольного возраста»
В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека.
Публикация «Руководство самостоятельной двигательной активностью детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте у ребенка формируются нервная и костно - мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Чем разнообразнее движения ребенка, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее развивается интеллектуальное развитие. Актуальность проблемы
Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в детском саду. Ежедневно я вижу, как родители ограничивают двигательную активность детей, делая это, конечно, непреднамеренно. Ведь ребёнок 3-4 лет уже сам может наклониться и снять обувь, поставить её в шкафчик; поднять игрушки и убрать их на место; потянуть и взять с полочки нужную вещь и др. Я стараюсь убеждать родителей не выполнять за ребёнка те действия, которые он может выполнить сам. Ведь мало того, что затягивается время приобретения нужного навыка, но и теряется возможность для естественной двигательной активности.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей младшего возраста, можно увидеть, что часть детей в группе очень подвижна, активна, но их движения однообразны и сводятся в основном к бегу. Есть категория детей пассивных, медлительных. Поэтому мне, как воспитателю, необходимо создать оптимальные условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения и развивать двигательные качества в режиме их самостоятельной двигательной деятельности.
Я заметила, что, если ребёнок много двигается, привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время я стараюсь создавать условия для активной двигательной деятельности. Использую музыкальные игры, игры-забавы, которые собраны по образцу народных игр. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие, разумное послушание. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.
Неоспоримым стимулом самостоятельной двигательной активности детей является наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Можно использовать совсем незначительное количество простых пособий, но расставлять их по-разному. В течение дня физкультурные пособия нужно менять. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах младшего дошкольного возраста, так как в этом случае задерживается их физическое и общее развитие.
Кроме этого, необходимо помнить, что данные двигательные качества успешнее будут развиваться только в тесном взаимодействии со сверстниками. Важно: если двигательная деятельность у человека является врожденным видом деятельности, то общение, социализация и интеграция в группу сверстников не является врожденной. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения в двигательной деятельности. Что позволит сохранить у детей интерес к подвижным играм.
Чтобы организация самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста было эффективной, необходимо уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.
1 этап педагогического процесса – «Утро». Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью. Утром обязательно следует провести утреннюю гимнастику, необходимую для разогрева определенных групп мышц.
Утром целесообразно планировать деятельность игры малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кегли» и пр.). При планировании следует учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если будет занятие, предполагающее длительную статическую позу (математика, развитие речи, изодеятельность, то лучше запланировать игры средней подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то целесообразнее запланировать более спокойную двигательную деятельность, направленную на разогрев определенных групп мышц.
2 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача данного этапа – вызвать желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во вторую половину дня целесообразно планировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование. Необходимо детям выстраивать полосы препятствия, тем самым стимулируя выполнение различных видов деятельности (перепрыгнуть с косички на косичку, пройти по дорожке и пр., создавать «экстремальные» условия для движения, например, натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте.
Особое внимание уделяется прогулке. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры на прогулке в режиме дня проводятся ежедневно 2 раза в день и являются дополнением к обязательным занятиям урочного типа. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной подвижной игры 7 – 15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников на прогулке большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п., побуждающих их к различным двигательным действиям). Кроме этого, важно постоянно заботиться о том, чтобы дети играли в местах, отвечающих санитарно–гигиеническим требованиям, в одежде и обуви, соответствующей не только времени года, но и погоде. Воспитатель должен ориентироваться на подготовку детей, условия окружающей местности. Однако не следует считать организацию двигательной активности обязательной для проведения абсолютно со всеми детьми. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности. Игры и упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо систематически привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.
Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно организованная деятельность детей играет важную роль в физическом состоянии детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста должно распространяться и на домашнюю среду. В этом направлении родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Я стараюсь заинтересовать родителей перспективами развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей я постоянно держу в курсе событий, знакомлю с работой детского сада на совместных мероприятиях, оформляю информацию в «Уголке для родителей». При этом использую традиционные и современные формы работы с родителями.