Надежда Тихомирова
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Публикация «Проект „Русская изба и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Тема проекта :
«Русская изба и традиции русского народа»
Сроки реализации: краткосрочный (07.02 - 18.02.2022г.)
Тип проекта : информационно – творческий.
Вид проекта : групповой.
Возраст детей: подготовительная группа.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
• Создать условия для развития творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
• Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
• Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Направление проекта :
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Материальное обеспечение:
Помощь родителей при изготовления костюмов и декораций для спектакля, помощь в поисках предметов старинного быта.
Актуальность проблемы:
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Необходимо, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, заклички, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и полноту эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. Русская изба и традиции русского народа»
Как же жили люди на Руси в те давние времена?
Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5. Узнают русские народные игры : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6. Формировать традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
7. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10. Создать макет «Русская изба».
11. Пополнить предметно-развивающая среда в группе.
12. Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».
13. Итогом проекта будет «Посиделки»
Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на данную тематику;
- сотрудничество с детской библиотекой и Домом культуры.
Основной этап. Реализация проект (таблица)
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание с детьми макета «Русской избы».
- Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок»
-Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Посиделки»
Реализация проекта (основной этап)
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Образователь-
ная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
07. 02. 2022г. Понедельник
«Эти мудрые русские сказки».
Беседа об истории русского народа.
Чтение сказки «Лисичка со
скалочкой»
«Слава русской старине»
Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили, воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Познакомить детей с прялкой и веретеном.
Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.
Хоровод «Как на тоненький ледок» Познакомить с предметами русского быта.
Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).
08.02.2022г.
Вторник
«В гостях у Василисы Премудрой» Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора
(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Цель: заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехники, воспитывать честность, порядочность, гостеприимство, помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу» Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.
09.02.2022г.
Среда
«Чудо – чудное, диво – дивное». Рисование
"Народная праздничная одежда" Беседа: "Народная праздничная одежда». Цель: углубить представление о русской национальной одежде,
обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане, продолжать учить детей отражать свои впечатления в речи и рисунках.
Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Оформление выставки детских рисунков для родителей
"Народная праздничная одежда"
10.02.2022г.
Четверг
«Золотые руки мастеров». Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта» Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь, стул, плетут из ниток коврики, косички. Цель:
закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна, учить изготавливать предметы быта. Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к русским посиделкам».
«Советы для родителей, что нужно к посиделкам».
11.02.2022г
.Пятница
«Этой ярмарки краски…». Итог недели: Ярмарка это праздник,«шумный рынок») Проведение ярмарки. Цель: приобщать детей к русской народной культуре; поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; продолжать разучивать фольклорный материал и использовать его в повседневной жизни, воспитывать чувство патриотизма.
Привлекать всех детей к участию, развивать творческую и речевую активность, коммуникативные качества. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад».
14.02.2022г.
Понедельник
«Зеленая лампа» Беседа об обычаях и традициях русского народа. Экскурсия в детскую библиотеку и районный Дом культуры.
Библиотекарь и работники клуба проводят с детьми беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Цель: учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие.
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки.
15.02.2022г.
Вторник
"Царство Дымково"
Лепка из пластилина дымковской игрушки. Беседа о дымковской игрушке.
Знакомство детей с народными художественными промыслами.
Способствовать закреплению знаний о народных промыслах :
дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.
Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»
16.02.2022г.
Среда
«Весёлые матрёшки»
Украшение узором игрушки-матрёшки. Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.
Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана. Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»
17.02.2022г.
Четверг
«Веселая карусель»
Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Колобок» Театрализованная постановка «Колобок»
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
1. Музыкально – ритмические движения под музыку «Колобок».
2. Аппликация «Колобок катится по дорожке».
3. Этюд – драматизация «Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение)
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
18.02.2022г.
Пятница
«Русские посиделки.» Итог проекта :
Русская изба и деревенские посиделки с русскими народными играми.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дом». «Дочки – матери».
Цель: формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору, учить отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Дидактические игры: «Подбери мебель для избы». «Собери посуду». Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей». Игры – драматизации: «Теремок». «Заюшкина избушка». Обыгрывание песни «Где был Иванушка?», танец «Кадриль».
Формировать культуру проведения совместных мероприятий с опорой на русские традиции, детей и родителей. Цель: совершенствовать умение играть в русские народные игры.
Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.