Папки-передвижки

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Надежда Тихомирова
Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Актуальность проекта :

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.

Публикация «Проект „Русская изба и традиции русского народа“» размещена в разделах

Тема проекта :

«Русская изба и традиции русского народа»

Сроки реализации: краткосрочный (07.02 - 18.02.2022г.)

Тип проекта : информационно – творческий.

Вид проекта : групповой.

Возраст детей: подготовительная группа.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

• Создать условия для развития творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

• Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

• Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Направление проекта :

Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Материальное обеспечение:

Помощь родителей при изготовления костюмов и декораций для спектакля, помощь в поисках предметов старинного быта.

Актуальность проблемы:

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Необходимо, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, заклички, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и полноту эмоциональных переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. Русская изба и традиции русского народа»

Как же жили люди на Руси в те давние времена?

Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4. Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5. Узнают русские народные игры : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

6. Формировать традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.

7. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

8. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

10. Создать макет «Русская изба».

11. Пополнить предметно-развивающая среда в группе.

12. Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».

13. Итогом проекта будет «Посиделки»

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на данную тематику;

- сотрудничество с детской библиотекой и Домом культуры.

Основной этап. Реализация проект (таблица)

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Создание с детьми макета «Русской избы».

- Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок»

-Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Посиделки»

Реализация проекта (основной этап)

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Образователь-

ная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

07. 02. 2022г. Понедельник

«Эти мудрые русские сказки».

Беседа об истории русского народа.

Чтение сказки «Лисичка со

скалочкой»

«Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили, воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Познакомить детей с прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.

Хоровод «Как на тоненький ледок» Познакомить с предметами русского быта.

Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

08.02.2022г.

Вторник

«В гостях у Василисы Премудрой» Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Цель: заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехники, воспитывать честность, порядочность, гостеприимство, помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу» Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.

09.02.2022г.

Среда

«Чудо – чудное, диво – дивное». Рисование

"Народная праздничная одежда" Беседа: "Народная праздничная одежда». Цель: углубить представление о русской национальной одежде,

обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане, продолжать учить детей отражать свои впечатления в речи и рисунках.

Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Оформление выставки детских рисунков для родителей

"Народная праздничная одежда"

10.02.2022г.

Четверг

«Золотые руки мастеров». Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта» Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь, стул, плетут из ниток коврики, косички. Цель:

закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна, учить изготавливать предметы быта. Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к русским посиделкам».

«Советы для родителей, что нужно к посиделкам».

11.02.2022г

.Пятница

«Этой ярмарки краски…». Итог недели: Ярмарка это праздник,«шумный рынок») Проведение ярмарки. Цель: приобщать детей к русской народной культуре; поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; продолжать разучивать фольклорный материал и использовать его в повседневной жизни, воспитывать чувство патриотизма.

Привлекать всех детей к участию, развивать творческую и речевую активность, коммуникативные качества. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад».

14.02.2022г.

Понедельник

«Зеленая лампа» Беседа об обычаях и традициях русского народа. Экскурсия в детскую библиотеку и районный Дом культуры.

Библиотекарь и работники клуба проводят с детьми беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Цель: учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие.

Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки.

15.02.2022г.

Вторник

"Царство Дымково"

Лепка из пластилина дымковской игрушки. Беседа о дымковской игрушке.

Знакомство детей с народными художественными промыслами.

Способствовать закреплению знаний о народных промыслах :

дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»

16.02.2022г.

Среда

«Весёлые матрёшки»

Украшение узором игрушки-матрёшки. Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана. Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»

17.02.2022г.

Четверг

«Веселая карусель»

Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Колобок» Театрализованная постановка «Колобок»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

1. Музыкально – ритмические движения под музыку «Колобок».

2. Аппликация «Колобок катится по дорожке».

3. Этюд – драматизация «Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение)

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

18.02.2022г.

Пятница

«Русские посиделки Итог проекта :

Русская изба и деревенские посиделки с русскими народными играми.

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дом». «Дочки – матери».

Цель: формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору, учить отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы». «Собери посуду». Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей». Игры – драматизации: «Теремок». «Заюшкина избушка». Обыгрывание песни «Где был Иванушка?», танец «Кадриль».

Формировать культуру проведения совместных мероприятий с опорой на русские традиции, детей и родителей. Цель: совершенствовать умение играть в русские народные игры.

Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Опубликовано: 21 августа 2022 в 15:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД