Лучший педагог года

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Марина Мишина
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Русские народные игры как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять

внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех

аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются

основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит

приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим

воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной

деятельности.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы,

поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает

интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал:

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных

идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что

«мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти

исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного

народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их

достоянием наших детей. Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.

Игры –уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных играх – залог

полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством

являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного

народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,

труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать

силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,

выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению

представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети

отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в

образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень»). Игровая

ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги

непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной

умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.

Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их

взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках

которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре

«Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра

требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в

пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных

играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры

помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса

и решать задачи в разных образовательных областях:

- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность,

воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать

игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству;

формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными

праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать

патриотические чувства (область «Социализация»);

- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за

себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область

«Коммуникация»);

- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая

культура»);

- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками,

перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Чтение

художественной литературы», «Музыка»).

Итак, приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными

подвижными играми осуществляю по четырё м направлениям:

1) знакомлю детей с истинно народными старинными подвижными играми,

адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой»,

«Ручеек», «Два Мороза» и т. д.

2) знакомлю воспитателей с эффективными приемами работы с детьми. Педагоги, прежде

всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее

воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать разнообразие

народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и

считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;

3) привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение

совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет

семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

4) особое внимание уделяю оснащению предметно-развивающей среды — изготовление

разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые

инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).

Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным

обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное

отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для

развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 22:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД