Наталья Планина
Портфолио воспитателя и самоанализ деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
САМОАНАЛИЗ
Я, Планина Наталья Васильевна, имею высшее педагогическое образование.
Мой педагогический стаж работы тридцать один год, в системе дошкольного образования – двадцать шесть лет. Из них 21 год работаю воспитателем в логопедической группе с детьми, у которых основной диагноз – общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики – при нормальном слухе и интеллекте.
Публикация «Портфолио воспитателя и самоанализ деятельности» размещена в разделах
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Наблюдаются неадекватные или затрудненные межличностные взаимоотношения со взрослыми и в среде сверстников, соматическая ослабленность.
Исходя из этих особенностей детей, сформирована главная цель моей педагогической деятельности – создать условия для адаптации и социализации детей с общим недоразвитием речи.
Принимаю участие в реализации программы, лицензированной Департаментом образования г. Сургута «Предупреждение аграмматизмов в речи детей дошкольного возраста». В своей работе руководствуюсь программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», а также типовой программой детских дошкольных учреждений, использую элементы программы Н. В. Нищеевой «Коррекционная работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
Начиная с 2009 года работаю по одному из разделов программы МБДОУ «Формирование словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи».
За последние годы была изучена и проанализирована большая часть имеющейся литературы по данной теме, методические разработки и рекомендации. Накопленный практический материал был представлен на выставке дидактических игр, пособий по предупреждению аграмматической дисграфии.
Основными задачами в работе считаю:
- коррекцию речевых нарушений;
- подготовку детей к обучению в массовой или речевой школе;
- укрепление нравственного, умственного и физического здоровья детей.
Цель моей работы: исправить и предупредить грамматические ошибки в области словообразования и словоизменения и одновременно создать условия для полноценного освоения всей системы языка.
В своей работе стремлюсь охватывать все направления логопедической коррекции, включая сенсомоторное развитие детей, совершенствование психических функций – зрительного и слухового восприятия, внимания, речеслуховой памяти, логического мышления. Помогаю ребенку осмыслить события, явления, искать их причины, следствия, взаимосвязь. Постоянно ищу подход к трудным, неконтактным детям, понимаю, что они особенного нуждаются в обучении нормам и правилам общения в коллективе.
В прошедшие годы очень длительное время занимались с детьми театрализованными играми. Считаю наиболее удачными постановки музыкальных сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кошкин дом». Занимаясь театром, мы ставили цель сделать жизнь детей более интересной, насыщенной, но попутно решали задачу, которая стоит перед коллективом – способствовать профилактике аграмматической дисграфии у детей через взаимодействие специалистов МБДОУ. В одной и той же игре мы решали задачи словарной работы, воспитания звуковой культурной речи, формирования грамматических навыков и развития связной речи.
Меня волнует тенденция увеличения количества поступающих детей со сложными речевыми, а значит и медицинскими диагнозами. Глубинные причины этой тенденции вижу во взаимоотношениях в семье, мировоззрении родителей. Объективные сложности встречаются в общении с родителями, принимавшими участие в локальных вооруженных конфликтах; семьями, которых коснулась проблема наркомании, семьями, где общение с детьми сведено к минимуму – удовлетворению материальных и физиологических потребностей ребенка.
Взаимодействие с семьями воспитанников важно для результативной работы во всех видах деятельности. Традиционные формы общения с родителями (родительские собрания, беседы, консультации, открытые мероприятия) сочетаю с необычными, новыми видами работы: организация фотовыставок, демонстрация достижений воспитанников, аудиозапись бесед с детьми, составленных ими рассказов.
Считаю важным, чтобы дети слышали от меня образец грамматически правильной, эмоционально окрашенной речи.
Активизирую речевое общение детей, развитие мелкой моторики, художественно-творческой, музыкальной деятельности.
Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, которая способствует формированию высших психических функций детей.
Положительным фактором для решения поставленных мною задач является то, что здание детского сада выполнено по современному типовому проекту. Групповые комнаты просторные, светлые, есть кабинеты для логопедов, вспомогательные помещения выделены отдельно.
В МБДОУ есть отдельные, оборудованные залы для музыкальных, физкультурных занятий, бассейн. Оборудован кабинет психолога, где опытный специалист оказывает психологическую помощь детям, родителям и педагогам МБДОУ.
Для педагогов организован и оснащен необходимыми пособиями, литературой, компьютером, видео- и аудиоаппаратурой методический кабинет. Администрация МБДОУ заинтересована в повышении статуса и престижа детского сада, прилагает усилия для создания комфортного пребывания детей, повышения квалификации педагогов.
Важным методом в педагогической деятельности считаю организацию предметно –развивающей среды логопедической группы с учетом возрастных особенностей детей. Пространство групповой комнаты разделено на хорошо оборудованные микропространства для игр детей поодиночке и небольшими подгруппами, есть свободное место для двигательной активности и сооружения модульных конструкций.
Уголок для игр оборудован кукольной мебелью, бытовой техникой, посудой, куклами, сюжетно-ролевыми играми. Это служит для формирования ролевого взаимодействия, стимулирует ролевые игры и развивает подражательность и творческие способности детей с патологией речи.
Для индивидуальных логопедических занятий оформлен речевой уголок, где имеется зеркало, доска с полочками, набор игрушек и комплект предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения артикуляции гласных и согласных звуков, набор игрушек для проведения арикуляционной и мимической гимнастики, игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Уголок для уединения, уголок «Здравствуй, книжка», дает возможность ребенку отдохнуть, поиграть в индивидуальные игры. Этот уголок оформлен пейзажами, отображающими времена года, мягким диванчиком, столиком, подставками для книг. Правильно подобранные книги, фотоальбомы, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам помогают формировать навык слушания, умение правильно обращаться с книгой, развивают творчество детей на основе литературных произведений.
В комнате для приема детей оформлены стенды с учетом специализации группы. Родители могут получить различную информацию о деятельности педагогов, о речевых особенностях детей-логопатов, советы и консультации специалистов МБДОУ. Особенностью приемной комнаты является то, что каждый элемент оформления способствует развитию речи ребенка и созданию единого сообщества педагогов и родителей.
Считаю, что важно вызвать у ребенка желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции.
Для отслеживания динамики результатов использую диагностику, анкетирование, наблюдения. Тестирование и мониторинг проводят также специалисты МБДОУ. При поступлении в логопедическую группу дети проходят городскую ПМПК. Комиссия тестирует детей перед поступлением в школу. Моральное удовлетворение от работы испытываю, когда дети с желанием идут в школу, в дальнейшем успешно учатся, когда складываются доверительные отношения с родителями, учителями и сверстниками. Сложность в сборе данных об учебе выпускников заключается в том, что дети учатся по месту жительства, в разных районах города, данными располагаю по прогимназии на улице Лермонтова 8/2.
Качество результатов своей деятельности вижу в успехах выпускников групп за 2000-2014 годы. Детям доступно усвоение сложной грамматической системы русского языка, они полноценно осваивают всю языковую систему.
Успех работы вижу во взаимосвязи с узкими специалистами: с логопедом, с психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинскими работниками.
Направление своей работы считаю важным с точки зрения востребованности, отвечающим запросам времени, поскольку преодоление языковой безграмотности школьников должно начинаться в дошкольном возрасте.