Яна Кучетарова
Самоанализ по здоровьесберегающей технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
(Мишель Монтенью)
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Публикация «Самоанализ по здоровьесберегающей технологии» размещена в разделах
Направлением моей педагогической деятельности является здоровьесберегающая, которая подразумевает сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Большую часть жизнедеятельности ребенок проводит в дошкольном учреждении. Пройдет немного времени, и ребята переступят порог детского сада в самостоятельную жизнь. Для этого нам воспитателям необходимо вложить дошколятам определенные знания, умения и навыки. Но способны ли мы, воспитатели, наблюдать за негативными тенденциями состояния здоровья своих воспитанников? Этот вопрос и привел к тому, что направлением педагогической деятельности выбрана тема: «Физическое развитие детей в игровой деятельности».
В нашей группе сохранение здоровья воспитанников является важной задачей.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- Воспитывать у детей привычки здорового образа жизни для повышения защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
- Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
- Развивать потребности в двигательной активности.
- Приобщать родителей к вопросу о воспитании здорового ребенка.
Выполнение программных требований предусматривает:
1. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
2. состояния их здоровья,
3. состояние физического развития и физической подготовленности.
В системе физического воспитания в группе используются следующие здоровьесберегающие технологии :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- Динамические паузы (физкультминутки)
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксия (слушание спокойной классической музыки, звуков природы)
- Утренняя гимнастика
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика пробуждения
В группе проводятся спортивные праздники на улице для детей: «День защиты детей», «День Здоровья», «День мяча».
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. (дорожки препятствий, качели, гимнастические кольца, футбольные и хоккейные ворота, сетка для перебрасывания мяча).
Технологии обучения здоровому образу жизни :
- Физкультурное занятие
- Коммуникативные игры
- Беседы из серии «Здоровье»
- Самомассаж
Также проводился открытый просмотр с детьми по физической культуре «Занятия с фитболами». (Приложение 1). Также собраны картотеки по самомассажу.
Коррекционные (образовательные) технологии :
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
-Коррекционный час (Приложение 3)
В группе собраны картотеки артикуляционной гимнастики, подборка музыкального сопровождения для различных видов деятельности. Учитывается тема и организуется чтение художественной литературы: В Коростылев «Королева зубная щетка», Г. Остер «Вредные советы», С. Михалков «Веселый турист», В Суслов «Про Юру и физкультуру».
Информационные компьютерные технологии :
Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:
-подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
-обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
-использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
-использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
-подготовка консультаций, памяток для родителей и педагогов, оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности;
-использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных;
-подготовки материалов для сайта учреждения;
-ведение странички на сайте маам. ру: https://www.maam.ru/users/943962
(Приложение 2)
Технология интегрированного обучения:
При планировании интегрированных мероприятий стараюсь учитывать:
- выбор областей
-учёт программных требований;
-базовое направление;
-выявить основной принцип построения системы занятия;
-продумать развивающие задачи;
-использовать разнообразные виды деятельности;
-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;
-использование количества атрибутов и наглядного материала;
-использовать методы и приёмы продуктивного характера;
-учитывать личностно-ориентированный подход;
Технология проблемного обучения:
Создавая проблемные ситуации, стараюсь побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы. Проблемные ситуации использую в беседах по безопасности жизни и здоровья, при чтении художественной литературы и обсуждении прослушанного, в игровой деятельности.
Работа с родителями.
Немаловажную роль по формировании здорового образа жизни ребенка играет отношение к этому вопросу в семье. Без взаимного сотрудничества родителей и педагогов невозможно достичь каких -либо результатов. В процессе сотрудничества и мотивации к здоровому образу жизни проведены мероприятия: спортивные праздники с родителями и детьми- «День Здоровья», «Мама, папа, я —спортивная семья».
На родительских собраниях проведены следующие консультации: «Растим здорового и жизнерадостного ребенка». На собрания приглашаются для консультаций: инструкторы по плаванию и физической культуре, логопед, медработники.
Работа с педагогами.
В группе создан физкультурный уголок. Дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, скакалки, кегли, кольцебросы, массажеры, обручи). Приобретаются и изготавливаются атрибуты для подвижных и дидактических игр, имеются в наличии картинки с разными видами спорта, создана картотека подвижных игр, физкультминуток и утренней гимнастики. Для занятий по профилактике плоскостопия имеются ортопедические коврики, массажные мячи.
Развивающая среда, организованная в группе способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Для повышения двигательной активности и профилактических мероприятий используется нетрадиционное оборудование и инвентарь, созданные своими руками. Дети с удовольствием пользуются им во время бодрящей гимнастики, самомассажа и в самостоятельной двигательной деятельности. В группе созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса в разных видах деятельности, работа составляется с учетом смены статических занятий и двигательной деятельности. (Приложение 4)
Таким образом, применение здоровьесберегательных образовательных технологий в группе привело к следующим результатам: снизилась заболеваемость: с 3,2% 2018-2019г 2.1 % 2019-2020г. до 1.8% 2020-2021г, прослеживается положительная динамика физического развития, укрепления здоровья, снижения заболеваемости.
В своей работе использую наглядную информацию о родительских уголках, где периодически меняется консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливание, советы, брошюрки, методические рекомендации. У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым). Улучшилось психоэмоциональное состояние дошкольников. Повышена заинтересованность родителей в укреплении здоровья своих детей.
Изучаю новинки педагогической литературы, периодически издания, ресурсы сети интернета, пособия педагогов и детей. Также являюсь участником семинаров, консультации, педагогических советов ДОУ, конференций.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий успешно только при одном условии: все здоровьесберегающие образовательные технологии должны применятся в взаимодействии всех участников педагогического процесса (детей, воспитателей, логопеда, инструкторов, родителей, медицинских работников, работа должна вестись комплексно и систематически, только тогда можно достичь определенных результатов.
Моя перспективная цель – продолжить и усовершенствовать здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста. В рамках этой работы организовать совместно с родителями различные мероприятия.