Татьяна Молохова
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования :
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.
Актуальность:
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 1,5-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Познакомить детей со способами обследования предметов.
- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.
- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
• - сотрудничество через консультации,
• - родительские собрания,
• - беседы,
• - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
• Использование дидактических игр:
• «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
• «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
• «Оденем куклу»
• «Пришей пуговицу»
• «Сухой бассейн»
• «Развешиваем белье»
• «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
• «Волшебные палочками» (счетные палочки)
• «Поиграй на пианино» и др.
• Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ. минутки, в свободную деятельность детей. Рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
• Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
• Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
• Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
• Лепка из пластилина и соленого теста.
• Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
• Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
• Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
• Игры по развитию тактильной памяти : «На что похоже?», «Определи на ощупь»
• Упражнения по развитию мелкой моторики.
• Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. мониторинг. Сентябрь 2022 г Список использованной литературы
создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук. В течение года. Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника» Январь 2023г. Конспект консультации
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
Занятия по развитию навыков самообслуживания В течение года
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок) В течение года Фотоотчет
Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, лепка из пластилина, различные конструкторы и т. д.) В течение года Работы детей и фотоотчёт
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»
- «На что похоже?» и т. д. В течение года картотека
Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:
- «Выложи узор»
- «Составь по образцу»
- «Найди, что спряталось»
- «Назови фигуры» и т. д. В течение года картотека
Само массаж кистей рук и пальцев с предметами и без них В течение года картотека
Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней. В течение года картотека
Отчет по самообразованию Май 2023г.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством рисования нетрадиционными методами». В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка» Март 2023г. консультация