Светлана Яковлева
Самообразование «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное– создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной деятельности. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого-то ни было давления со стороны взрослого.
Публикация «Самообразование „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Работа с дошкольниками дала мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию ребёнка.
Изучив способности и интересы детей, выяснила, что у большинства недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорганизации. Поэтому актуальность данной проблемы послужили мне основанием для выбора темы по самообразованию : «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность». В результате чего возникла педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание творить.
Реализуя программу «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой изучая новинки методической литературы, главной целью моей деятельности стало: помочь детям открыть самого себя, показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное не только в самых простых, обыденных вещах.
Ядром моей педагогической деятельности является научить ребёнка «рождать» и «воплощать» в жизни идеи, способные развивать творчество, а вместе с тем умение думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные во время образовательной деятельности знания в жизни. Для создания образовательной среды строю свою работу опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую и поддерживаю рефлексию ребёнка, направленную не только на оценку результата, но и процесса его достижения.
Применяю не только рекомендуемые, но и предлагаемые детьми способы работы, применяю различные дидактические средства с учётом индивидуальности детей; даю позитивную оценку познавательных детских усилий; организую и провожу во время образовательной деятельности диалог, включая по возможности всех детей независимо от уровня восприятия информации. Я учу детей анализировать собственную деятельность во всех жизненных ситуациях, в том числе и в домашней обстановке. При организации образовательной деятельности я соблюдаю обще-дидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от неизвестного к известному, от конкретного к абстрактному. Создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребёнка, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течении всего времени.
При конструировании воспитательно – образовательного процесса я осуществляю следующие действия:
1. Анализирую содержание методического материала и провожу его отбор к образовательному процессу с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей;
2. Формирую цели и задачи образовательного процесса;
3. Определяю соответствующей цели результат образовательного процесса;
4. Намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приёмов обучения и стимулирования деятельности детей;
5. Отбираю дидактические средства обучения;
6. Выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;
7. Рассматриваю возможность разно-уровневого формирования знаний детей;
8. Планирую собственную деятельность по организации и управлению образовательным процессом;
9. Учитываю требования воспитательно - образовательной программы и пояснительной записки к ней.
Поставленные цели и задачи реализую за счё т повышения эффективности образовательного процесса:
- совершенствование деятельности воспитателя в воспитательно - образовательном процессе;
- формирование и развитие мотивов обучения детей;
- внедрение принципов развивающего и разно-уровневого обучения.
Из общих организационных форм применяю: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Из средств обучения использую: наглядные пособия (репродукции картин, схемы, таблицы, образцы изделий, дидактический материал.
Мои дети умеют:
- анализировать недостатки своей работы и определять трудности, возникшие при изготовлении;
- связывать полученные знания и умения с жизнью и применять их на практике;
- высказывать свою точку зрения, отстаивать и доказывать своё мнение;
- проявлять инициативность и ответственность.
Проблема над которой я работаю – это развивать у детей творческие способности, увидеть задатки к творчеству и помочь им раскрыться.
Исходя из собственного опыта, действенными методами развития этих задатков является: совместная деятельность, индивидуальная, игровая, совместная работа с родителями.
В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветности, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Изобразительная деятельность для ребёнка- радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребёнка. Я поняла, что необходимо применять новые подходы к организации этой деятельности, которые бы удивляли и восхищали детей, вызывали стремление заниматься этим интересным делом.
Поэтому я организовала индивидуальную работу с детьми «Чудесные ручки». Обучение изобразительному искусству не сводится лишь к обучению технике рисования. Не менее важным является развитие творческой активности детей. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на занятиях большое внимание уделяю ознакомлению с произведениями искусства, беседами об искусстве, экскурсиям, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.
Нравится детям технология коллективной творческой деятельности. Первоначально нужно обратить ребенка к самому себе : ему нужно самостоятельно выполнить определенное задание. Затем дети, все вместе на большом формате собирают всю композицию из своих индивидуальных работ в единое целое. Таким образом, мы получаем коллективную работу.
Не все дети одинаковы в развитии. На занятии есть ребята, которые не имеют определенных знаний и навыков, но у них также проявляется интерес к творчеству. Такие дети требуют к себе большего внимания, помощи и психологической поддержки. Улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы. Во время работы стараюсь перед ними ставить посильные задачи: выполнить определенное задание, но самостоятельно. Но не у всех детей всё сразу получается, они прекращают работать, замыкаются. Тогда на помощь приходит совместная деятельность. В этот период, в непринуждённой, свободной обстановке, занимаясь с детьми, владеющими различными навыками, ребята сначала наблюдают, сидят рядом, они видят, что не у всех всё получается.
Я стараюсь как можно чаще хвалить этих детей, показываю работы родителям и ребята начинают с удовольствием принимать участие во всех заданиях. Используемый мной приём индивидуального подхода помогает детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять её с желанием.
Я стараюсь разнообразить форму проведения образовательного процесса, где самым эффективным, на мой взгляд, и интересным являются игры по сказкам, где я выступаю как организатор, а зачастую и как участник игры. Ставя игровую задачу перед детьми, создаю такую обстановку, в которой у ребёнка самопроизвольно появляется стремление к реализации поставленной цели. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность, легко и естественно входят в мир искусства. Прежде надо увлечь ребёнка, а потом давать ему технические навыки.
Так наблюдая за детьми день за днем, видишь, как кроме приобретения каких- то творческих навыков, они постепенно приобретают и важные человеческие качества, такие как общительность, уверенность в своих силах, желание и умение трудиться, доводить начатое дело до конца.
Занимаясь с детьми, я не стремлюсь к ожиданию быстрого успеха и не стараюсь предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать негативную реакцию, и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают.
У детей сформировалось чувство прекрасного, любовь и интерес к окружающей действительности, так же укрепилась вера в собственные силы, появилась собственная индивидуальность.