МААМ-картинки

Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста вне занятий

Татьяна Королева
Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Художественное восприятие детей происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в часы самостоятельной изобразительной деятельности. Н. А. Ветлугина определяет эту деятельность как возникающую по желанию, инициативе ребенка, который сам себе намечает цель и находит средства для ее достижения. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые условия, таким образом педагог имеет возможность развивать творческие способности, творческую активность детей, развивать инициативу и самостоятельность, формировать умения организовывать самостоятельную деятельность; формировать навыки самообслуживания (подготовить рабочее место, убрать за собой); воспитывать аккуратность. Часто дети объединяются по интересам, действуют коллективно. В процессе таких коллективных действий они учатся договариваться между собой, действовать сообща, оценивать правильность выполненных действий.

Публикация «Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста вне занятий» размещена в разделах

В самостоятельной изобразительной деятельности у детей возникает желание нарисовать, вылепить сувенир в подарок маме, воспитателю, послать свои рисунки заболевшему товарищу, подготовить игрушки детям младшей группы.

Иногда дети собственными усилиями украшают к празднику свою групповую комнату, вестибюль детского сада, готовят пособия, необходимые для занятий: материал для счета, коробки для карандашей, подставки и т. д. Они интересуются новыми предметами, которые появились в группе или у товарищей, зарисовывают их, лепят, делают аппликации. Упражняясь в способах действий, полученных на занятиях, они рисуют, лепят, делают аппликации по темам прошедших занятий, то, что их интересует. Для своих игр они могут рисовать коврики, лепить скульптуры для украшения кукольной комнаты; сооружать постройку, делают декорации к играм-драматизациям, рисунки для теневого театра.

Тематика детских работ самая разнообразная, она определяется содержанием жизни в детском саду, близким окружением.

В конструировании дети используют крупный и мелкий строительный материал, из которого строят дома, гаражи, пароходы; из бумаги мастерят игрушки для елки, для игр с водой, с песком и т. д.

Вне занятий дети любят рассматривать иллюстрации, открытки, репродукции, альбомы; разыгрывают различные дидактические игры.

В самостоятельное пользование следует предоставлять детям разнообразные альбомы для раскрашивания, трафареты, силуэтное изображение для обведения, альбом для подготовки руки к письму и формирования технических умений; таблицы поэтапного изображения различных предметов для форм обобщения способов изображения, вариативные образцы различных записей и плоскостные формы для декоративного украшения.

Существенное значение для развития и обогащения самостоятельной изобразительной деятельности имеет косвенное руководство воспитателя.

Н. А. Ветлугина выделяет несколько его факторов:

1. обогащение детей художественными впечатлениями;

2. создание предметной среды;

3. активизация художественного опыта, который ребенок обретает на занятиях.

1 фактор

Воспитатель подбирает картины, репродукции с учетом сезонных явлений, общественной тематики, слайды (5-8 шт., иллюстрации, чтобы впечатления, полученные на занятиях, обогащались. Организация выставки декоративно-прикладного искусства, открытки с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, вносит альбомы для раскрашивания. Самостоятельная изобразительная деятельность значительно обогащается под влиянием праздников, развлечений по изобразительной деятельности.

2 фактор

Начиная со 2 младшей группы организуется ИЗО зона. Это ленточный стол, на котором дети рисуют, лепят и наклеивают, открытая полка для хранения изобразительных материалов, 4-5 подставок и кистей, пластилина и других материалов, тех которые не используются на занятиях (бумага и картон различных фактур, цвета и формата, ткани, разнообразные обрезки журналов, фломастеры, цветные мелки и пастели, кисти разной фактуры и размера, цветной пластилин, стеки и палочки для рисования на снегу, песке; различный бросовый и природный материал); здесь находятся репродукции, альбомы и открытки, изделия декоративно-прикладного и искусства особое место отводится пособиям, настольно-дидактическим играм. Сто ставится в светлом месте у окна, а рядом на небольшой высоте подвешена полочка. Тут же помещается подставка для бумаг, которая всегда должна иметься в достаточном количестве. Необходимо иметь технические средства, так же мольберты, навесные доски. Хорошо оборудованная зона изобразительной деятельности способствует созданию творческого настроения. Все материалы постоянно обновляются, варьируются.

3 фактор

Чтобы дети по своему желанию и интересам могли выбрать различные виды изобразительной деятельности нужно дать им на занятии достаточно знаний и сформировать изобразительные и технические умения, а так же формировать способы самостоятельных действий. В самостоятельной изобразительной деятельности дети также усваивают знания, умения, навыки, но во втором случае ребенок самостоятельно использует приобретенные ЗУНы, а воспитатель косвенно руководит деятельностью, активизирует ЗУНы. После занятий, где дети рисовали цветы с натуры, воспитатель может рассмотреть другие цветы, предложить создать изображение букета, декоративную композицию с цветами. Можно понаблюдать, рассмотреть те предметы, которые они хотят слепить, нарисовать. Когда дети создают сюжетные композиции можно напомнить, как располагать предметы на листе, посоветовать дополнить замысел и пр. необходимо напомнить детям о качестве выполнения работы, следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Педагог оказывает помощь детям в планировании работы, обсуждении замысла.

Если в средней группе воспитатель организует, помогает, советует, то в старшем дошкольном возрасте предоставляется детям большая самостоятельность. Самостоятельная деятельность не регламентирована, дети могут возвращаться к своей работе неоднократно и в последующие дни.

Таким образом, самостоятельная изобразительная деятельность – это деятельность, возникающая по инициативе ребенка, в которой также формируются соответствующие знания, умения, навыки. Ее развитию будет способствовать умелое руководство воспитателя, создание предметно-пространственной развивающей среды, обогащение яркими впечатлениями, которые будут являться основой для творческих замыслов детей, питать их воображение и фантазию.

Публикации по теме:

«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги,сегодня хочу предложить вашему вниманию план - конспект занятия по лексической теме "Зимующие птицы".Мы много говорили.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Изобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста. Творчество в любом проявлении необходимо для развития.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Самостоятельная деятельность детей 2–3 лет. ФотоотчетСамостоятельная деятельность детей 2–3 лет. Фотоотчет Наконец- то пришло лето! Правда лето не очень то жаркое. Скажем, совсем прохладное. Рано на улицу в такую погоду не выйдешь. А малышам очень.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть)Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Самостоятельная игровая деятельность детей средней группыСамостоятельная игровая деятельность детей средней группы Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы»Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию отчёт по продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста вне занятий
Опубликовано: 13 января 2023 в 11:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста вне занятий» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королева (УИ 268222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД