Папки-передвижки

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области

Анастасия Пухова
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области
▼ Скачать + Заказать документы

Пухова А. Н., воспитатель высшей категории,

ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок»

Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области «Социализация»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»

А. П. Ершова

Публикация «Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области» размещена в разделах

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на педагогов дошкольных учреждений возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

В различное время исследованиями социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста занимались такие педагоги-психологи, как Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, М. И. Лисина, О. Н. Ошкина, О. В. Дыбина и др.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения уделяют большое внимание развитию инициативности, самостоятельности, коммуникативности, толерантности у воспитанников. Успешному освоению детьми первоначальных представлений социального характера и включению их в систему социальных отношений, по нашему мнению, способствует самостоятельная игровая работа детей со сказкой. Сказка для ребёнка – это реальность мира чувств. Она раздвигает рамки обычной жизни, позволяет на доступном для детей уровне познать жизненные ситуации и сложнейшие явления.

В процессе самостоятельной игровой работы детей со сказкой происходит их приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие эстетического творчества, детской фантазии и воображения, самостоятельной игровой деятельности детей.

Педагоги детского сада разработали этапы по развитию самостоятельных игр детей со сказкой :

1. Составлен перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации самостоятельной работы со сказками в процессе реализации образовательной области «Социализация» (табл 1).

Таблица 1 Перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Тема

Сентябрь «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Октябрь «Осенняя сказка».

Ноябрь «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Декабрь «В гостях у сказки «Мороз Иванович».

Январь «Морозко».

Февраль «Богатыри земли русской».

Март «У Солнышка в гостях».

Апрель «Большое космическое путешествие».

Май «В мире сказок».

2. Знакомство детей с каждым компонентом сказки в отдельности в игровой форме. На данном этапе происходит ориентация воспитанников на индивидуальные открытия.

3. Проведение игр с противоречиями, которые дети решают самостоятельно.

4. Моделирование новых сказок. Этот этап создаёт большой простор для проявления индивидуальности и творческих способностей, развития самостоятельной игровой деятельности каждого ребёнка.

В рамках игровой технологии мы используем следующие приёмы моделирования сказок :

• Коллаж из сказок.

• Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

• Спасательные ситуации в сказках

Сказки, по-новому.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Сказка от вопроса : “Что было бы, если бы…”

• “Перевирание сказки”.

Сказки “наизнанку”

• “А что потом

• Салат из сказок.

Сказка-калька

Сказка от одного слова.

• Знакомые герои в новых обстоятельствах.

• Коллаж из сказок.

Сказка от смешного стишка.

Сказка от считалки.

В своей педагогической деятельности мы используем преимущества и плюсы игрового стиля в процессе организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста: отношения: «ребенок-сверстники»; педагог является равноправным партнером; разрушается барьер между педагогом и ребенком; дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; дети самостоятельны и инициативны; дети сами устанавливают правила игры со сказкой; дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих). Общение воспитанников происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами. Дети не только помогают, но и контролируют друг друга. Социо-игровой стиль учит активных дошкольников признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Воспитатель при этом - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Происходит снятие судейской роли с педагога и передача её детям. Воспитанники свободны и самостоятельны в выборе того или иного произведения.

Свобода не означает вседозволенность. В процессе самостоятельной игровой работы со сказкой дети учатся подчинять свои действия общим правилам. Происходит развитие навыков социального поведения, сотрудничества, интеллектуальное освоение ребёнком системы человеческих отношений.

В работе по социально-личностному развитию воспитанников участвуют все педагоги дошкольного учреждения. Разработан перспективный план работы с педагогами (табл. 2).

Таблица 2. Перспективный план работы с педагогами

Месяц Форма работы

Сентябрь Педагогический тренинг тема: «Играем от души, играем вместе».

Октябрь Консультация тема: «Применение игровых технологий в ДОУ».

Ноябрь Мастер класс на тему: «Стаканчиковый настольный театр».

Декабрь Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».

Январь Деловая игра: «Развитие творческих способностей дошкольников».

Февраль Консультация на тему: «Ребенок учится рассказывать».

Март Творческое задание на тему: «Угадай сказочных героев».

Апрель Консультация на тему: ««Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков».

Май КВН на тему: «Поле чудес».

Данная работа проходит регулярно и систематично. К сотрудничеству привлечены и родители, так как трудно переоценить особую роль родителей в работе со сказкой. Педагогами разработан перспективный план по работе с родителями (табл. 3).

Месяц Форма работы

Сентябрь Анкетирование «Любимые сказки моего ребёнка». Выступление для тематического родительского собрание : «Приобщаем дошкольника к чтению».

Октябрь Концерт для родителей ко Дню открытых дверей на тему: «Осень в лесу». Подготовка костюмов, атрибутов.

Ноябрь Литературная викторина для детей и родителей на тему : «Наши любимые сказки». Создание группового альбома.

Декабрь Организация выставки творческих работ на тему : «В гостях у сказки». Выполнение творческих заданий.

Январь Спектакль для родителей на тему: «Рождественская сказка». Подготовка костюмов, атрибутов.

Февраль Консультация на тему: «Театральная деятельность в детском саду». Выполнение творческих заданий.

Март Совместное мероприятие на тему: «Клуб веселых родителей». Создание семейного альбома.

Апрель Сценарий праздника на тему: «Путешествие Маленького Принца». Выполнение творческих заданий.

Май Картотека добрых дел. КВН практикум на тему: «Умники и Умницы».

Создание единого образовательного пространства в нашем образовательном учреждении дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания. Дети активно выражают доброе отношение к родным и близким людям. Они способны контролировать свои действия. Сознание, чувства и действия детей направлены на совершение гуманных и справедливых поступков. Они активны к проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др., с удовольствием предлагают свою помощь.

Таблица 3. Перспективный план по работе с родителями

В рамках самостоятельной игровой работы детьми со сказкой успешно решаются задачи образовательной области «Социализация». В начале 2012-2013 учебного года были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная детей подготовительных к школе групп.

На начальном этапе работы педагогом-психологом была проведена диагностика личностно-социального развития по методике Т. А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”. Результаты первичной диагностики сравнили с результатами повторной диагностики, которая проводилась в конце 2012-2013 учебного года. По результатам проведённого мониторинга 92% воспитанников экспериментальной группы способны подчиняться правилам, проявлять дисциплинированность; 94% способны договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; 88 % самостоятельно умеют разворачивать содержание игры и объяснять её правила сверстникам, самостоятельно способны оформить свой спектакль, имеют несколько ролей в творческом опыте; 85% проявляют самостоятельность и активность в общении, интерес к другим людям, их внутреннему миру.

Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год

(контрольная группа)

Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год

(экспериментальная группа)

Таким образом, самостоятельная игровая работа дошкольников со сказкой с использованием методов и приёмов, предлагаемых педагогами детского сада «Катюша», способствует успешной социализации детей. Повышается инициативность, дисциплинированность, способность к саморазвитию дошкольников. Воспитанники нашего дошкольного учреждения любознательна и активны, задания выполняет с интересом, владеют приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками; способны к установлению дружеских отношений.

Работа в данном направлении продолжается. В перспективе планируем оформить рекомендации по организации самостоятельной деятельности с новыми сказочными образами и персонажами для проведения подвижных игр; пополнить материалы по работе с родителями новыми творческими заданиями.

В результате проделанной работы произошло обновление системы работы с детьми по социально-личностному направлению с учетом требований ФГОС ДО, разработаны методические рекомендации по успешной социализации ребенка; родители мотивированы на всестороннее развитие и эмоционально – личностное общение с ребёнком; наблюдается положительная динамика развития развивающей среды группы детского сада в логике ФГОС ДО.

Список используемой литературы

1. Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М. : "Прогресс", 2008.

Перевод с итальянского Ю. А. Добровольской.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006-2010.

4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007-2010.

5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Краснощекова Н. В. – Изд. Ростов н / Д : Феникс, 2011. – 251 с. (Школа развития).

6. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «сфера», 2009.

7. Полянская Д. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

8. Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 2009г.

Публикации по теме:

Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС  Педагогический опыт работы участника Конкурса «Учитель года 2017» воспитателя 1КК Черновой Н. А. по теме: «Формирование навыков сотрудничества.

Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе» Актуальность применения технологии Одним из целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта является: Ребенок.

Лэпбук «Серая ворона». Самостоятельная работа детей по готовым шаблонамЛэпбук «Серая ворона». Самостоятельная работа детей по готовым шаблонам Бродя по просторам интернета в поисках «чего б такого интересного сотворить» набрела я как то на сайт Посмотрела, полазила, кое-что.

Перспективный план по реализации образовательной области «Познавательное развитие» Перспективный план по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира, конструирование).

План по самообразованию воспитателя «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы.

План реализации образовательной области «речевое развитие» в деятельности детей в среду, на 1 неделе октября В среду на первой неделе октября запланировано Утро Виды деятельности № 1. Беседа на тему: «Я и моя семья?» Цель: Формировать умение составлять.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Самостоятельная деятельность детей с ТНР в аспекте реализации педпроекта в продуктивной деятельности В продолжение темы самостоятельной деятельности детей. В течение трех с половиной лет в нашей группе реализовался педагогический проект,.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в процессе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГОС 1 ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ 1.1 МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. Музыка очень важна для развития ребенка. Психологи говорят, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области
Опубликовано: 21 марта 2017 в 08:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Пухова (УИ 461431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД