Анастасия Пухова
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области
▼ Скачать + Заказать документы
Пухова А. Н., воспитатель высшей категории,
ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок»
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области «Социализация»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»
А. П. Ершова
Публикация «Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области» размещена в разделах
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на педагогов дошкольных учреждений возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у детей, как инициативность, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.
В различное время исследованиями социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста занимались такие педагоги-психологи, как Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, М. И. Лисина, О. Н. Ошкина, О. В. Дыбина и др.
Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения уделяют большое внимание развитию инициативности, самостоятельности, коммуникативности, толерантности у воспитанников. Успешному освоению детьми первоначальных представлений социального характера и включению их в систему социальных отношений, по нашему мнению, способствует самостоятельная игровая работа детей со сказкой. Сказка для ребёнка – это реальность мира чувств. Она раздвигает рамки обычной жизни, позволяет на доступном для детей уровне познать жизненные ситуации и сложнейшие явления.
В процессе самостоятельной игровой работы детей со сказкой происходит их приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие эстетического творчества, детской фантазии и воображения, самостоятельной игровой деятельности детей.
Педагоги детского сада разработали этапы по развитию самостоятельных игр детей со сказкой :
1. Составлен перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации самостоятельной работы со сказками в процессе реализации образовательной области «Социализация» (табл 1).
Таблица 1 Перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц Тема
Сентябрь «Путешествие в страну «Пиши-читай»
Октябрь «Осенняя сказка».
Ноябрь «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».
Декабрь «В гостях у сказки «Мороз Иванович».
Январь «Морозко».
Февраль «Богатыри земли русской».
Март «У Солнышка в гостях».
Апрель «Большое космическое путешествие».
Май «В мире сказок».
2. Знакомство детей с каждым компонентом сказки в отдельности в игровой форме. На данном этапе происходит ориентация воспитанников на индивидуальные открытия.
3. Проведение игр с противоречиями, которые дети решают самостоятельно.
4. Моделирование новых сказок. Этот этап создаёт большой простор для проявления индивидуальности и творческих способностей, развития самостоятельной игровой деятельности каждого ребёнка.
В рамках игровой технологии мы используем следующие приёмы моделирования сказок :
• Коллаж из сказок.
• Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок
• Сказка от стишка (Э. Стефановича)
• Спасательные ситуации в сказках
• Сказки, по-новому.
• Сказки от “живых” капель и клякс.
• Сказка от вопроса : “Что было бы, если бы…”
• “Перевирание сказки”.
• Сказки “наизнанку”
• “А что потом
• Салат из сказок.
• Сказка-калька
• Сказка от одного слова.
• Знакомые герои в новых обстоятельствах.
• Коллаж из сказок.
• Сказка от смешного стишка.
• Сказка от считалки.
В своей педагогической деятельности мы используем преимущества и плюсы игрового стиля в процессе организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста: отношения: «ребенок-сверстники»; педагог является равноправным партнером; разрушается барьер между педагогом и ребенком; дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; дети самостоятельны и инициативны; дети сами устанавливают правила игры со сказкой; дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих). Общение воспитанников происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами. Дети не только помогают, но и контролируют друг друга. Социо-игровой стиль учит активных дошкольников признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Воспитатель при этом - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Происходит снятие судейской роли с педагога и передача её детям. Воспитанники свободны и самостоятельны в выборе того или иного произведения.
Свобода не означает вседозволенность. В процессе самостоятельной игровой работы со сказкой дети учатся подчинять свои действия общим правилам. Происходит развитие навыков социального поведения, сотрудничества, интеллектуальное освоение ребёнком системы человеческих отношений.
В работе по социально-личностному развитию воспитанников участвуют все педагоги дошкольного учреждения. Разработан перспективный план работы с педагогами (табл. 2).
Таблица 2. Перспективный план работы с педагогами
Месяц Форма работы
Сентябрь Педагогический тренинг тема: «Играем от души, играем вместе».
Октябрь Консультация тема: «Применение игровых технологий в ДОУ».
Ноябрь Мастер класс на тему: «Стаканчиковый настольный театр».
Декабрь Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».
Январь Деловая игра: «Развитие творческих способностей дошкольников».
Февраль Консультация на тему: «Ребенок учится рассказывать».
Март Творческое задание на тему: «Угадай сказочных героев».
Апрель Консультация на тему: ««Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков».
Май КВН на тему: «Поле чудес».
Данная работа проходит регулярно и систематично. К сотрудничеству привлечены и родители, так как трудно переоценить особую роль родителей в работе со сказкой. Педагогами разработан перспективный план по работе с родителями (табл. 3).
Месяц Форма работы
Сентябрь Анкетирование «Любимые сказки моего ребёнка». Выступление для тематического родительского собрание : «Приобщаем дошкольника к чтению».
Октябрь Концерт для родителей ко Дню открытых дверей на тему: «Осень в лесу». Подготовка костюмов, атрибутов.
Ноябрь Литературная викторина для детей и родителей на тему : «Наши любимые сказки». Создание группового альбома.
Декабрь Организация выставки творческих работ на тему : «В гостях у сказки». Выполнение творческих заданий.
Январь Спектакль для родителей на тему: «Рождественская сказка». Подготовка костюмов, атрибутов.
Февраль Консультация на тему: «Театральная деятельность в детском саду». Выполнение творческих заданий.
Март Совместное мероприятие на тему: «Клуб веселых родителей». Создание семейного альбома.
Апрель Сценарий праздника на тему: «Путешествие Маленького Принца». Выполнение творческих заданий.
Май Картотека добрых дел. КВН практикум на тему: «Умники и Умницы».
Создание единого образовательного пространства в нашем образовательном учреждении дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания. Дети активно выражают доброе отношение к родным и близким людям. Они способны контролировать свои действия. Сознание, чувства и действия детей направлены на совершение гуманных и справедливых поступков. Они активны к проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др., с удовольствием предлагают свою помощь.
Таблица 3. Перспективный план по работе с родителями
В рамках самостоятельной игровой работы детьми со сказкой успешно решаются задачи образовательной области «Социализация». В начале 2012-2013 учебного года были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная детей подготовительных к школе групп.
На начальном этапе работы педагогом-психологом была проведена диагностика личностно-социального развития по методике Т. А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”. Результаты первичной диагностики сравнили с результатами повторной диагностики, которая проводилась в конце 2012-2013 учебного года. По результатам проведённого мониторинга 92% воспитанников экспериментальной группы способны подчиняться правилам, проявлять дисциплинированность; 94% способны договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; 88 % самостоятельно умеют разворачивать содержание игры и объяснять её правила сверстникам, самостоятельно способны оформить свой спектакль, имеют несколько ролей в творческом опыте; 85% проявляют самостоятельность и активность в общении, интерес к другим людям, их внутреннему миру.
Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год
(контрольная группа)
Результаты мониторинга освоения образовательной области «Социализация» детьми подготовительной к школе группы 2012-2013 учебный год
(экспериментальная группа)
Таким образом, самостоятельная игровая работа дошкольников со сказкой с использованием методов и приёмов, предлагаемых педагогами детского сада «Катюша», способствует успешной социализации детей. Повышается инициативность, дисциплинированность, способность к саморазвитию дошкольников. Воспитанники нашего дошкольного учреждения любознательна и активны, задания выполняет с интересом, владеют приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками; способны к установлению дружеских отношений.
Работа в данном направлении продолжается. В перспективе планируем оформить рекомендации по организации самостоятельной деятельности с новыми сказочными образами и персонажами для проведения подвижных игр; пополнить материалы по работе с родителями новыми творческими заданиями.
В результате проделанной работы произошло обновление системы работы с детьми по социально-личностному направлению с учетом требований ФГОС ДО, разработаны методические рекомендации по успешной социализации ребенка; родители мотивированы на всестороннее развитие и эмоционально – личностное общение с ребёнком; наблюдается положительная динамика развития развивающей среды группы детского сада в логике ФГОС ДО.
Список используемой литературы
1. Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М. : "Прогресс", 2008.
Перевод с итальянского Ю. А. Добровольской.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006-2010.
4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007-2010.
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Краснощекова Н. В. – Изд. Ростов н / Д : Феникс, 2011. – 251 с. (Школа развития).
6. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «сфера», 2009.
7. Полянская Д. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
8. Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 2009г.