МААМ-картинки

Проектная деятельность в детском саду

Наталья Савенкова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность в детском саду

Савенкова Н. Ю., воспитатель.

Аннотация.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОО и семьи, эта тема весьма актуальна по целому ряду причин. Во-первых, человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность

личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в своё социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, всевозрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Мы исходим из того, что креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она представляет социальную ценность, т. е. её проявления приветствуются окружающими. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно –

ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Создание условий для гармоничного и разностороннего развития детей по всем образовательным областям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является одной из сложнейших задач в работе воспитателя, поскольку в практике работы детских садов зачастую применяется дифференцированный подход к организации деятельности дошкольника в рамках одной образовательной области. В качестве средства интеграции образовательных областей при взаимодействии педагога и ребёнка все чаще применяется проектный метод.

Цель. Работа направлена на изучение особенностей применения проектного метода для организации образовательной деятельности дошкольников и раскрытие технологии проектного метода как средства, способствующего повышению качества взаимодействия между педагогом и детьми на основе объединения участников образовательного процесса вокруг общей темы.

Метод проектов как педагогическая технология основывается на самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность в дошкольном образовании связана с объединением взрослых (педагоги, родители) и дошкольников для решения образовательной проблемы посредством различных форм совместной деятельности.

Важным отличием проектной деятельности является конкретный результат, который можно представить в качестве итогового продукта, демонстрирующего успешное разрешение проблемы, лежавшей в основе проекта.

Важным признаком проектной деятельности является наличие конкретных сроков, выступающих в качестве дополнительных мотивирующих мер, способствующих развитию навыков планирования работы.

Применяя проектный метод для повышения эффективности образовательной деятельности, можно не только расширять знания детей по интересной теме, но и способствовать формированию у них определённых навыков и личных качеств. В таком случае весь процесс разрешения проблемы, на которой основан проект, должен быть направлен на достижение образовательной и развивающей задачи, которую поставил педагог. Тема проекта и разнообразная

деятельность в рамках его реализации будут являться средствами достижения педагогических задач развития ребёнка. Чем ближе для дошкольника проблема проекта, тем интереснее работа в рамках выбранной темы. Особое значение имеет разнообразие видов деятельности, применяемых для решения проблемы, поскольку оно способствует интеграции образовательных областей и обогащению опыта ребёнка.

Концентрируясь вокруг одной темы, проявляя инициативу и активность в поиске вариантов решения проблемы и самостоятельно находя выход посредством различных видов деятельности, дошкольник становится субъектом образования, присваивая положительный опыт и закрепляя знания путём применения их на практике для решения конкретных и понятных ему задач.

Педагоги должны стараться внимательно наблюдать за воспитанниками, слушать их и ценить собственные идеи дошкольников, чтобы уловить интересы и создавать стратегии, которые позволят детям их удовлетворять и развиваться. Темы проектов могут исходить от самих детей, а также от семьи и общества в целом. Проекты не следуют жёстким срокам, а развиваются в темпе детей.

Дошкольники могут быть вовлечены в конкретный проект в течение длительного периода времени, но не каждый день. Они возвращаются к нему по мере своих интересов, пересматривая

и переоценивая то, что они узнали.

Ещё одним направлением применения метода проектов стала разработка интегративного исследовательского проекта как средства оптимизации процесса планирования образовательной деятельности. Данный способ позволяет педагогу планировать образовательную деятельность, одновременно учитывая задачи реализации программы и исследовательские запросы детей.

На современном этапе перед педагогами стоит проблема поиска методов работы, обусловленная развитием технологий, цифровизацией экономики и общественных отношений.

В настоящее время, характеризующееся распространением гаджетов, ребёнок испытывает дефицит не только трудовой деятельности, но и живого общения. Нарушение социально -коммуникативных навыков на фоне неограниченного доступа к различным информационным ресурсам приводит к недоразвитию критического мышления, навыка анализа и умения делать выбор, отрицательно сказывается на работоспособности дошкольника. Учёные также отмечают у современных детей и подростков неспособность долго воспринимать (слушать или читать) текст без картинок, трудности в понимании и пересказе прочитанного. Все эти проблемы требуют поиска актуальных педагогических методов и образовательных технологий, основанных на понимании трансформации значения образования как процесса и роли педагога в нем.

Классификация и компоненты проекта

Существует множество классификаций проектов, перечислим

некоторые из них:

По направленности: исследовательский, творческий, ролевой, информационный. Ведущий вид деятельности в процессе

реализации проекта исходит из его цели и отражает общую направленность.

• По инициатору деятельности : педагогический проект, детский проект. Проект, инициированный педагогом при участии детей

в качестве исполнителей, считается педагогическим, инициированный детьми, самостоятельно обнаружившими проблему и определившими средства для её решения – детский проект.

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

По продолжительности: краткосрочный – от 1 дня до недели, средней продолжительности – от одной недели до месяца, длительный – более месяца.

Младшие дошкольники могут выступать исполнителями замыслов педагога, пребывая в проектной деятельности на вторых ролях. Дети 5–6 лет могут действовать в команде, самостоятельно находить проблемы для будущих проектов. Старшие дошкольники могут проявлять творческую активность, самостоятельность в определении цели и содержания предстоящей деятельности. Роль педагога

будет заключаться в поддержке интереса и инициативы детей, создании условий для выбора дошкольниками способов работы над проектом.

Учитывая возрастные возможности и особенности дошкольников, педагог формулирует проблему, которую он сможет решить, реализовав с детьми проект. В данном случае проблема будет педагогическая, которую воспитатель ставит перед собой, задавая вопросы «Какие навыки мне необходимо сформировать

у детей?», «С какими понятиями и сведениями я хочу их познакомить?», «Что дети должны узнать, понять и запомнить?» и т. д. Постановка педагогической цели проекта, как и определение его темы, невозможна без наблюдения за детьми. Только так педагог сможет определить, какая тема будет интересна дошкольникам, каких знаний, умений или нравственных качеств им не хватает и какие виды деятельности необходимо организовать для их развития.

Этапы проекта.

Определение цели проекта и его темы составляют первый этап. На втором происходит подготовка и планирование деятельности, определение сроков, подбор материалов и информации, определение продукта проекта. Педагог готовит все необходимые дидактические средства (иллюстрации, фотографии, музыкальные композиции, предметы по теме проекта, литературные произведения, осуществляет выбор игр, упражнений, заданий, которые соответствуют теме и способствуют решению поставленных задач. Помимо этого, воспитатель планирует формы работы, определяет виды деятельности детей по реализации проекта и продумывает, каким будет итоговый продукт. Исходя из специфики дошкольного образования, продукт проектируется с учётом возможностей его дальнейшего использования в игровой деятельности : карта, модель, коллекция, дидактическое пособие, игрушка, интерьерное украшение и т. д.

Заключительными этапами проекта являются презентация и рефлексия. В силу названия этап презентации часто понимается как представление итогового продукта другим людям. Однако педагогу важно помнить о цели данного этапа, которая должна стать ответом на вопросы, поставленные перед детьми в начале реализации проекта. Этап презентации нужен для того, чтобы дошкольники смогли осмыслить результат своей деятельности и самостоятельно решить, был ли полезен для них этот проект, что нового они узнали и чему научились. Этот этап ориентирован, прежде всего, на самих участников проекта, которые должны ощутить значимость его результатов.

Этап рефлексии имеет ту же цель, что и этап презентации, но осмысление итогов проекта проводит воспитатель, исходя из педагогических задач, которые он планировал решить с помощью метода проектов. Воспитатель определяет, смог ли он научить детей тому, что планировал; сформировал ли у дошкольников желаемые навыки и качества. Положительное решение будет свидетельствовать об успешности применения метода в работе. Педагог анализирует, какие формы работы были наиболее

интересны детям; что в проекте исходило непосредственно от детей; какие моменты в реализации проекта вызвали наибольшие сложности у детей, у педагога. Этот анализ необходим воспитателю для планирования дальнейшей работы с детьми.

Особенно важно правильно определить тему проекта,

учитывая возрастные особенности детей, их текущие интересы и образовательные потребности. В работе с дошкольниками могут быть реализованы проекты следующей тематики :

• Техника – проекты, направленные на расширение знаний дошкольников о технике, механизмах и их роли в жизни людей. В рамках реализации таких проектов дети могут создавать макеты и модели аппаратов и технических средств, изучать устройство машин и механизмов, придумывать новые виды техники с оригинальными функциями.

• Природа – исследовательские и информационные проекты по изучению растений, животных, неживой природы, явлений природы

в процессе экспериментирования, постановки опытов, трудовой деятельности, ведения журнала наблюдений, коллекционирования, совершения экскурсий и т. д.

• География – проекты, направленные на развитие пространственных представлений и расширение сведений о многообразии народов и стран, а также связанные с краеведением.

Реализуя такие проекты, дети могут создавать карты, планы местности, тематические альбомы (флаги, гербы, национальные костюмы и т. д., знакомясь с правилами употребления условных

знаков, масштабированием, основами черчения и измерения.

• Дизайн – творческие проекты, связанные с продуктивной деятельностью детей, результаты которой могут быть использованы как подарок, игрушка, украшение, декор интерьера или полезное изделие.

• Профессии и труд людей – проекты, связанные с изучением разнообразия профессий. В рамках реализации проектов данной тематики дети получают сведения о различных профессиях, их атрибутах (инструменты, рабочая одежда). Проекты могут носить творческий и ролевой характер, когда дети самостоятельно изготавливают реквизит для игры по мотивам рассмотренной профессии.

• История и события – информационные и творческие проекты, связанные с изучением истории какого-либо события. Проекты данной тематики могут быть связаны с подготовкой к празднику («Дары осени», «День Матери», «Новый год», «Масленица», «День Победы» и др., в процессе которой дошкольники получают сведения о данном событии и его истории, изготавливают тематические подарки и украшения интерьера, готовят концертную программу.

Литература

1. Киселева Л. С. 2006 г. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л. С. Киселева, Т. А.

Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, - 96 с.

2. Веракса Н. Е. ,Веракса А. Н. 2011 г. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, - Мозаика Синтез.

3. Морозова Л. Д. 2010 г. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.

4. Хабарова Т. В. 2011г. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СанктПетербург. Детство-Пресс.

5. Штанько И. В. 2004 г. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду»Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду» «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Конспект родительского собрания «Проектная деятельность в детском саду» во второй младшей группеКонспект родительского собрания «Проектная деятельность в детском саду» во второй младшей группе 1. Вступительное слово, «Приветствие». Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу выразить надежду, что сегодняшний вечер мы проведем интересно.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?»Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?» Тип проекта : познавательно- исследовательский. Сроки: краткосрочный. Проблема:Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят,.

Проектная деятельность в детском саду. Видеофильм детских работ в нетрадиционной технике рисованияПроектная деятельность в детском саду. Видеофильм детских работ в нетрадиционной технике рисования Проект «Нетрадиционная техника рисования с дошкольниками» Тип проекта: кратковременный, творческий. Участники проекта: дети старшей группы.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Занимательная деятельность в детском саду С введение ФГОС ДО изменились требования к проведению образовательной деятельности. Каждому педагогу охота провести такое занятие, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду
Опубликовано: 16 июня 2022 в 06:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савенкова (УИ 1433637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД